Системы вентиляции и кондиционирования
Назад

Байпас в системе отопления зачем он нужен как его установить

Опубликовано: 17.04.2020
Время на чтение: 21 минута
0
8

Насос с байпасом для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.

https://www.youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04

Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.

При включенном насосе гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, поджимает шарик клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода идет по байпасу

Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.

Узел может быть собран двумя способами:

  1. Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
  2. Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.

В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.

Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:

  • отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
  • U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.

Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).

Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:

  • защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
  • возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
  • обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
  • возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.

Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Байпас возвращает переизбыток теплоносителя в магистраль стояка

Байпас – это небольшой участок трубы, смонтированный так, чтобы путь для носителя тепла проходил сквозь сам прибор и в обход агрегата. Сам термин происходит от английского слова bypass, которое переводится как “перепуск” либо “обход”. Тип и строение элемента зависят от решаемой задачи, он может иметь форму трубопровода обводного типа или участка, представляющего прямую линию, которая нужна для соединения обратной и подающей магистралей. Деталь может устанавливаться:

  • на радиаторах в системах однотрубного закрытого либо открытого типа;
  • рядом с циркуляционным насосом, функционирующем в самотечной тепловой сети;
  • в качестве перемычки между обраткой и подачей, которая образует маленький циркуляционный контур;
  • в смесительных узлах.

Стандартный байпас на отопление может быть управляемым и неуправляемым, во втором случае его постоянно держат открытым, чтобы жидкость свободно проходила через путь. Нередко в частных и многоквартирных домах на такие перемычки ставят управляющее устройство, это может быть вентиль или специальный прибор, способный менять сечение прохода.

Система обводного байпасного канала может быть полезной не только в системах индивидуального отопления. Установка прибора может быть выполнена как в двухтрубной, так и в однотрубной системах. Наиболее эффективным байпасная система будет в двухтрубной системе.

Кроме возможности ремонта батарей и всей арматуры системы отопления в доме, байпас позволяет довольно точно регулировать количество горячей воды, перепускаемой через радиатор. Подобные системы работают примерно по одной схеме, как для двухтрубных, так и для однотрубных линий центрального отопления. В современных двухтрубных системах отопления установка и применение байпаса является обязательным требованием СНиП отопления.

Это делается для экономии горячей воды в системе отопления. При относительно высокой температуре воздуха на улице и работе батарей на полную мощность в помещении может возникнуть перегрев. Раньше избыток тепла ликвидировали с помощью открытых настежь окон, теперь с целью экономии ресурсов температуру батареи можно снижать байпасом.

К сожалению, подобная регулировка возможна только в одном направлении. Повысить температуру батареи байпасом практически невозможно. Поэтому для однотрубной системы ваша экономия на энергии позволит добавить тепла в квартирах на верхних и нижних этажах.

Байпасный обвод уже стал незаменимым для сушилок в ванных комнатах. В такие теплообменники энергии подается с избытком для поддержания надлежащего температурного режима, поэтому есть необходимость в ручной регулировке нагрева.

Байпасная конструкция  позволяет довольно быстро и эффективно выполнять заполнение системы и удалять воздушные пробки.

Изготовить и установить байпасную трубу можно собственными силами. Обводную линию можно спаять из алюминий-пропиленовой или металлопластиковой труб, добавив пару тройников и кранов для горячей воды.

Пример байпаса для циркуляционного насоса

Для чего нужен байпас в системе отопления, и какие функции он должен выполнять? Его общее назначение – формирование параллельного потока в обход компонентов отопления (радиаторов, запорной арматуры, циркуляционных насосов). Он представляет собой магистраль, соединяющую условные входные выходные патрубки конкретного элемента системы.

Он может выполнять несколько функций. Например, байпас в системе отопления многоэтажного дома необходим для проведения ремонтных или профилактических работ. В особенности это касается замены радиаторов в отопительный период. С его помощью можно перенаправить поток теплоносителя в обход батареи.

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Кроме этого параллельная транспортная магистраль выполняет следующие функции:

  • Регулировка потока теплоносителя в радиатор. Установив соответствующий компонент (термоголовку) можно добиться автоматического уменьшения (увеличения) объема горячей воды в батарее;
  • Модернизация схемы – еще одно назначение байпаса в системе отопления. В первую очередь это относится к однотрубным схемам, в которых без этого элемента невозможно изменять уровень потока воды в радиаторе;
  • Создание универсального отопления. При отключении электричества лопасти циркуляционного насоса сделают практически невозможным гравитационное движение жидкости в трубах. Но для чего нужен байпас в системе отопления в этом случае? С его помощью создается обводной канал, в котором гидравлическое сопротивление не помешает естественной циркуляции воды.

На первый взгляд для установки дополнительного канала потребуется только патрубок правильной формы. Но без правильно подобранных компонентов он не будет функционировать должным образом. Для этого необходимо правильно рассчитать диаметр байпаса в системе отопления, установить запорную арматуру. С ее помощью можно перенаправлять поток жидкости в обход определенного компонента системы или исключить движение воды по байпасу.

При установке пластикой трубы в качестве байпаса в стальную магистраль нужно учитывать степень ее температурного расширения.

Многоэтажки, заселенные еще в советские времена, имеют однотрубное отопление на базе вертикальных стояков, присутствующих во всех квартирах. Здесь распределение теплоносителя обеспечивается благодаря высокому давлению и усиленной скорости потока среды.

Подключение радиаторов с байпасом в однотрубной системе отопления

В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:

  1. Поток горячей воды на подходе к первому элементу обогрева делится на две части – первая поступает в радиатор, вторая затекает в байпас.
  2. После охлаждения первого потока на пару градусов происходит смешение обеих частей, далее половина направляется в магистраль. В результате образовавшаяся смесь обладает температурой примерно на градус ниже той, что была изначально.
  3. Этот процесс последовательно происходит во всех отопительных приборах. Все потребители сети получают заданное количество тепловой энергии (в идеале в равной мере), потому что насосы прогоняют по магистралям большие объемы воды, нивелируя температурные перепады между первым и последним звеном.

В чем заключается сам принцип байпаса?

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

Байпас – это всего лишь труба-перемычка, создающая возможность альтернативного направления перемещения жидкости

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Разновидности изделий

Исходя из того, что байпасы применимы в различных отопительных системах, выделяют два их вида: без клапана и с обратным клапаном. Устройства с обратным клапаном периодически, по мере необходимости, используются в циркуляционных насосах. При включении насоса открывается клапан, он под давлением пропускает носитель тепла. Когда насос выключается, происходит автоматическое закрытие клапана.

Существует возможность произвести ремонт в отдельной части системы отопления без ее отключения, для чего нужен байпас в системе отопления с изначальным монтажом. Там, где нет радиатора в системе, можно подключиться, используя бесклапанный насос. При эксплуатации байпасов необходимо помнить, что в случае попадания на них ржи или окалины, они могут выходить из рабочего состояния.

При работе однотрубной отопительной системы теплоотдача от первой батареи оказывает влияние на работу последующих батарей. Это характерно для горизонтальной и вертикальной схем.

Если в системе не установлен байпас, радиаторы включаются последовательно. В итоге первый радиатор возьмет на себя основное количество тепла, второй – оставшееся тепло, следующий получит уже охлажденный теплоноситель. Чтобы избежать подобного процесса, обратка и подача около каждой батареи должны быть соединены перемычкой, которая будет направлять в обход радиатора часть теплоносителя.

Тип системы отопления определяет выбор байпаса. Рынок существующего предложения оборудования позволяет купить байпас для отопления различного предназначения. Байпасы без клапана работают вручную, автоматические – в автономном режиме. При выборе автоматического байпаса рекомендуется выбирать его на размер меньше размера трубы стояка.

Установка автоматического типа должна проводиться одновременно с установкой циркуляционного насоса. Тогда благодаря наличию естественной циркуляции будет обеспечена их автономная работа даже в случаях отказа электроэнергии. Автоматический байпас рекомендовано устанавливать в системы с водой хорошего качества, чтобы избежать быстрой поломки байпаса.

Все байпасы, используемые в теплосети, разделяют на три разновидности с учетом варианта запорной арматуры и назначения самого прибора. В целом они работают по одному принципу, но у каждой разновидности есть свои характерные особенности.

Автоматический

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Автоматический байпас устанавливают в систему с чистым теплоносителем без примесей

Вариант автоматического типа способен функционировать автономно, его не понадобится регулировать дополнительно. Он выглядит не как байпасная стандартная труба, а представляет собой резиновый клапан, применяемый совместно с насосом циркуляции. После включения давление клапана прокладывает путь теплому носителю, в выключенном режиме автоматически закрывает.

Предлагаем ознакомиться  Для чего нужны осушители воздуха

Ручной

Такой вариант работает по механическому принципу путем ручного открытия и закрытия крана, который должен находиться в центральной части перемычки. Байпас этого типа, применяемый в конструкциях для обогрева помещений, обычно дополнен трехходовым либо шаровым краном, оба типа отличаются только строением и функционируют абсолютно одинаково.

Нерегулируемый

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Байпас нерегулируемый на обвязке радиатора – краны отсутствуют

Байпас нерегулируемого типа на радиаторе отопления является простой трубой без вспомогательного оборудования, которая все время открыта. Жидкость внутри нее способна двигаться произвольно, что не дает возможности менять скорость и интенсивность движения носителя. Монтаж таких устройств уместен лишь для подключения агрегатов, которые способны качественно обогреть помещение.

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Где используется байпас

Байпас должен поддерживать всю систему в работоспособном состоянии даже в том случае, если один из ее элементов сломается, либо будет отключено электричество. Все агрегаты, которые подключаются при помощи устройства, можно без труда отсоединить от основы, для этого понадобится только закрыть два крана, после носитель тепла пойдет по обводному пути.

Перемычка применяется только для радиаторных устройств, функционирующих в однотрубных конструкциях отопления, она не нужна для двухтрубных контуров, так как в этом случае все агрегаты будут подключены параллельно каждому. Поскольку однотрубная разводка требует последовательного подключения, теплоноситель будет остывать по мере приближения к каждому прибору, дальние из которых получат минимум тепла. Эту проблему решает байпас, помогающий сделать потоковое движение независимым и помочь теплоносителю проходить непосредственно внутрь радиатора.

Байпас усиливает эффективность циркуляционного насоса

Насос циркуляционного вида подключают при помощи прибора только в конструкциях с естественной циркуляцией, в этом случай байпас нужен лишь для усиления эффективности работоспособности. Это хороший вариант для систем, в которых установлен коллектор разгонного типа, а также трубы с соблюдением нужного уклона и диаметра. Системы с принудительной циркуляцией не требуют установки байпаса.

Для теплого пола

В теплых полах любого типа постоянно ставят смесительный узел с байпасным обводным трубопроводом. Сама перемычка нужна, чтобы работа теплого пола шла без перебоев, это важный элемент, без которого система не сможет функционировать. В покрытиях с подогревом должна все время сохраняться определенная температура, байпас отвечает за ее регулировку и доведение до необходимого значения.

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.

Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.

Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Чтобы не сделать ошибок во время установки и провести правильный расчет, нужно учитывать нюансы подсоединения байпаса. Монтировать трубку можно при создании новой системы либо ремонтировании установленной конструкции. Во втором случае понадобится устанавливать запорную арматуру, патрубки и тройники из полипропилена либо других материалов. Если речь идет о подсоединении радиатора, нужно помнить:

  • обводное сечение внутри должно быть менее одного шага в диаметре трубы магистрального типа;
  • установка байпаса проводится на минимальной дистанции от радиатора;
  • в многоквартирном доме на байпас не разрешается ставить краны.

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Зная, как работает байпас в системе отопления и зачем он необходим – можно перейти к конкретным примерам. Чаще все его можно встретить в однотрубных схемах многоэтажных домов. Но помимо этого он повсеместно используется в автономных системах частных домов. Для правильной установки необходимо выполнить расчет байпаса отопления и подобрать комплектующие для него.

Байпас в радиаторе отопления

Организация обходного канала в обвязке радиатора делается не только в однотрубной, но и в двухтрубной схемах. С его помощью можно регулировать поток теплоносителя и выполнять ремонтно-профилактические работы без остановки котла или отключения от центрального отопления.

Как сделать байпас в систему отопления самостоятельно? Сначала следует провести предварительные расчеты и правильно подобрать комплектующие. Рекомендуется использовать трубы из того же материала, что и для всей магистрали. Разница будет заключаться только в сечении. В обязательном порядке диаметр байпаса в отопительной системе должен быть на 1 размер меньше, чем сечение основной трубы.

Перед самостоятельной установкой следует ознакомиться со следующими рекомендациями:

  • В качестве запорной (отсекающей) арматуры нужно устанавливать шаровые краны. С их помощью можно оперативно перенаправить теплоноситель в байпас;
  • Монтаж смесительного клапана не рационален. Он эффективно смешивает холодную и горячу воду в коллекторных системах, где изначально нормализуется скорость потока теплоносителя. Для трубопроводов, а тем более — центрального отопления, достичь этого невозможно;
  • Обустройство байпаса в однотрубной системе отопления обязательно. Важно предварительно согласовать монтаж с управляющей компанией.

Схема установки байпаса

Для монтажа параллельного трубопровода приобретаются расходные материалы. Рассмотрим на примере металлопластиковой магистрали оптимальный набор комплектующих. Для чего необходим байпас в системе отопления в данном случае? Он будет выполнять функцию обходного контура для ремонта или замены радиатора, а также для регулирования потока воды в секции батареи.

Сначала замеряется расстояние между прямой и обратной трубой радиатора. Перед тем как делать байпас в систему отопления отрезается труба по полученным размерам. Наиболее распространенный размер трубы в автономном отоплении – ½. Исходя из этого будут подобраны комплектующие, характеристики и стоимость которых представлены в таблице.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

До того как заработает байпас в системе отопления — следует проверить надежность всех соединений. Для этого выполняется опрессовка этого участка трубопровода, желательно гидравлическим способом. Только после этого можно заполнять трубы теплоносителем.

Для установки байпаса в системе отопления многоэтажного дома нужно предварительно перекрыть стояк, к которому подключен радиатор. Сделать это могут только представители управляющей компании.

Типы насосных узлов отопления

В отличие от обвязки радиатора, назначение байпаса в системе отопления принудительного типа заключается в минимизации гидравлических потерь. Для этого насос устанавливается не на обратной трубе, а непосредственно на байпасе.

Что такое байпас в системе отопления в данном случае? Он выполняет те же функции, что и при обвязке радиатора. Отличительным является установка обратного клапана на трубе. Он необходим для предотвращения изменения направления течения теплоносителя при отключении насоса.

Помимо этого при монтаже нужно учитывать такие особенности:

  • В обязательном порядке нужен байпас в автономной системе отопления с принудительной циркуляцией. Без него при отключении электричества резко снизится скорость движения теплоносителя;
  • Оптимальный диаметр байпаса в отопительной системе для обвязки насоса – на 2 размера меньше, чем сечение основной трубы;
  • Перед насосом устанавливается сетчатый фильтр для предотвращения попадания мусора в его механизм.

Желательно использовать шаровые краны в качестве запорной арматуры. В этом узле схемы не нужна плавная регулировка объема теплоносителя. Чаще всего требуется оперативно перекрыть его поток для замены или ремонта оборудования.

Расчет насоса в байпасе отопления выполняется не по сечению обводной трубы, а по диаметру основной магистрали.

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

Разницы в монтаже нет никакой

На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Преимущества байпаса в системе отопления

Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру. Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части.

Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет. В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы. Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей.

Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах. При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали. А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно.

В таких случаях особое значение имеют:

  • коллектор для разгона;
  • соблюдение проектных уклонов магистрали;
  • необходимый просвет любой трубы.

Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя. Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды. Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.

Предлагаем ознакомиться  Как установить терморегулятор на батарею отопления

Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии. Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля. Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее.

Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы. Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.

Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме. Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод.

Байпас в системе отопления зачем он нужен  как его установить

В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок. Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Когда насос работает, устройство блокирует ток жидкости по трубе обвода. Клапан делает эту работу автоматически, а кран приходится настраивать вручную. При остановке насоса байпас открывается, что дает возможность теплоносителям из разных контуров смешиваться. Подобная схема неприменима в случае с инжекционными байпасами – они полностью устраняют возможность обратного тока теплоносителя.

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх

Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.

Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.

Врезка устройства для принудительного отопления позволяет обеспечить быстрый обогрев всего помещения, независимо от того, как далеко от котла находятся батареи. Работа такого оборудования дает существенную экономию по расходу газа или другого источника нагрева жидкости. Сами насосы по внутренней конфигурации разделяются на два вида: «мокрого» и «сухого» типа.

Насосы «мокрого» типа устроены так, что при работе ротор и крыльчатка соприкасаются с водой. Жидкость служит одновременно смазкой и охлаждением для вращающихся элементов. Такое оборудование подойдет для частного дома, квартиры или загородного коттеджа. Оно рассчитано на теплотрассы небольшой протяженности, т.е. частного использования. КПД — 50%. Срок службы составляет 20 лет. Лучше приобрести устройство с латунным или нержавеющим корпусом.

Насос с мокрым ротором

Насосы «сухого» типа имеют две внутренние камеры, разделенные уплотнителями. Соприкасание ротора и жидкости исключается. Смазка выполняется отдельно. Замена уплотнителей осуществляется раз в три года. Насосы отличаются повышенным КПД в 80%. Такие циркуляционные устройства монтируются в промышленные системы отопления и торговые центры. Ввиду более громкой работы их устанавливают в отдельных помещениях — котельных.

Насос с сухим ротором

Не стоит устанавливать слишком мощный агрегат — это дает лишний шум. Оптимальным будет установка оборудования, которое по параметрам теплопроводности имеет 15% дефицит от требуемой пропускной способности системы. Эти характеристики позволят полноценно использовать насос без перегрузок.

Вместо одного «сухого» можно установить параллельно несколько «мокрых» насосов. Это повышает рабочий потенциал.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

Байпас в готовом виде

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Монтаж своими руками байпасной линии

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

Варианты монтажа байпаса

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.

Соблюдение следующих рекомендаций поможет установить обходной контур на отопительный агрегат:

  • байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса. С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
  • располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
  • диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
  • фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации. Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов. 

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

Монтаж байпаса в отопительной системе сделать просто, необходимо соблюдать несколько правил. Во-первых, диаметр устройства должен быть меньше, чем труб в отоплении. Если не выполнить данное правило, то теплоноситель пойдет в обход батареи. Во-вторых, байпас сдвигают, как можно ближе к радиатору. Для установки перемычки необходимо опорожнить контур. Далее сборка происходит по направлению теплоносителя.

Этапы работы байпасной линии:

  • Демонтируется радиатор;
  • На местах его крепления присоединяется байпас;
  • Далее на краях устанавливается запорная арматура;
  • Батареи крепятся на новые места.

Монтаж байпасной линии можно выполнить своими руками

Можно врезать самодельную конструкцию по тому же принципу. Монтаж байпаса выполнить несложно своими руками, не прибегая к услугам дорогостоящих специалистов. Главное, знать несколько тонкостей. Установка перемычки осуществляется как можно ближе к отопительному прибору. Диаметр устройства должен быть чуть меньше, чем трубы контура.

Схематические изображение обводной трубы, вмонтированной в отопление

Запорный кран устанавливают между перемычкой и радиатором. Вместо шаровых кранов можно установить терморегуляторы, которые самостоятельно будут направлять потоки через байпас по достижению необходимой температуры. При монтаже устройства возле котла, необходимо следить за температурой, чтобы не допустить перегрева. На бесклапанное устройство нельзя ставить кран или задвижку. При срезе труб, устанавливают тройники.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять.

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Предлагаем ознакомиться  Производство радиаторов отопления: сравнение известных фирм или какой производитель лучше?

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.

За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Ресанта, Энергия, Сассин, Вото, Руселф, Штиль, Прогресс, Кварц, Висли, Щит. Также его можно использовать для создания схемы переключения типа; генератор-дом или переключателя выбора фаз типа: одна фаза из двух фаз или одна фаза из трех входящих. Можно установить в стабилизатор напряжения не оборудованный системой Байпас.

Ниже представлена схема электрическая байпаса:Слово байпас происходит от английского bypass переводе обход. Эта необходимая функция в схеме  стабилизации и подачи напряжения, она  позволяет выполнить коммутацию входного напряжения непосредственно на выход стабилизатора, минуя все узлы и блоки устройства.

Короткого и точного определения слову байпас в русском языке нет, и поэтому для удобства  употребляется пользователями таких устройств, где эта функция присутствует и кратко обозначена словом bypass, вместо длинного « переключатель обводной резервной линии».Варианты исполнения переключателя байпас;Механическая коммутация с помощью специализированного автоматического выключателя, кулачковых  переключателей,  тумблеров, пускателей, реле, когда напряжение непосредственно по проводу поступает с входа на выход.

Механический способ коммутации байпаса обеспечивает абсолютное невмешательство электронных устройств в работу устройства и следовательно является более надежным, так как не способен выйти из строя при поломке вследствие нестабильности параметров работы. Он используется в стабилизаторах напряжения, источниках бесперебойного питания, переключателях дом-генератор, устройствах выбора подходящих фаз.

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

как установить байпас

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.

За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Описанная выше технология работает только при включенном насосе. Если же насосное оборудование отключено, то теплоноситель в полном объеме проходит через байпас под воздействием гравитационных сил.

Предназначение и установка байпаса

Для ответа на вопрос: зачем нужен байпас в системе отопления, следует обратиться к его технологическим особенностям и функциям. Основная задача этого устройства заключается в регулировании тепла, которое поступает к радиаторам. Используя байпас, производится возвращение излишнего тепла из батарей в стояк. С его помощью теплоноситель одновременно транспортируется по регулирующей арматуре.

Компонент делает возможным ускорение процесса опустошения или наполнения отопительной системы. Дополнительно он необходим при ремонте помещения здания или когда необходима непрерывная подача тепла в холодный период. Любые ремонтные работы практически невозможны без вмонтированного байпаса при включенном центральном отоплении. А как увеличить теплоотдачу батареи центрального отопления можно прочитать здесь.

Для понимания, что такое байпас в системе отопления, требуется учесть его возможность обеспечивать работу системы отопления при отключениях электроэнергии. Если электричество внезапно пропадает, обычно перекрываются краны, подающие теплоносители насосу, одновременно открывается кран на основной трубе.

Устройство байпаса

Главным преимуществом байпаса – является возможность отсечь радиатор, который необходимо отремонтировать без выключения всей системы отопления. Так же благодаря этому нехитрому приспособлению можно легко слить и обслужить систему или ее отдельные элементы.

Сам байпас в большинстве совеем не имеет спускников для воды, но возможно по перетоку жидкости через него и наличие подключаемых приборов значительно упрощает задачу по опорожнению трубы.

к меню

Предназначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

как правильно сделать байпас на отопление

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Устройство байпаса

к меню

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Установка байпаса на радиаторе в однотрубное отопление

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

Некоторые рекомендации помогут произвести установку:

  • для запорной арматуры подходят шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
  • не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
  • установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.

как сделать байпас в систему отопления

На схеме показаны составляющие элементы конструкции

Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом.

Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме

Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе

Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.

На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла

К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками: . чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;

как правильно установить байпас в системе отопления

монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;на срезы магистрали монтируются тройники;нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

Вариант обвязки для однотрубной конструкции

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

монтаж байпаса системы отопления

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Заключение

Байпас – это простая конструкция, позволяющая решать широкий спектр задач. Наличие данного элемента в отопительной системе позволяет сделать все ее элементы независимыми друг от друга, что очень полезно при настройке и обслуживании. Знание того, как правильно сделать байпас на отопление, позволит создать надежную и эффективную конструкцию.

Байпас – это простая конструкция, позволяющая решать широкий спектр задач. Наличие данного элемента в отопительной системе позволяет сделать все ее элементы независимыми друг от друга, что очень полезно при настройке и обслуживании. Знание того, как правильно сделать байпас на отопление, позволит создать надежную и эффективную конструкцию.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector