Системы вентиляции и кондиционирования
Назад

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Опубликовано: 07.05.2020
Время на чтение: 18 мин
0
2

Шаровой кран

Это наиболее известный вид запорной арматуры. Внутри него есть гладкий шар, имеющий сквозное отверстие и способный поворачиваться на 90°С, таким образом, регулируя поток воды в трубе, перекрывать или открывать ее. Конструкция механизма обеспечивает ему минимальное сопротивление потоку в открытом состоянии.

Материалом для этих механизмов будут никелированная латунь и нержавеющая сталь, для металлопластиковых систем используются также и полимерные материалы. На рынке есть дорогие и качественные краны марок Danfoss, Giacomini, Bugatti. Для ограниченных финансовых возможностей предлагаются китайские и турецкие Valtec, Fado. Хорошее качество при низкой цене предлагает китайская AGUA-WORID.

Самый распространенный вид кранов — вентиль. Позволяет регулировать напор. Канал для потока внутри него перпендикулярный потоку жидкости в трубах подводки. Монтаж должен осуществляться с тщательным учетом маркировки, чтобы вода шла только в одном направлении.

Для отопительных систем есть вентили с коническим клапаном. Они наиболее эффективны для таких условий. Полностью открытый, он пропускает максимальное количество жидкости, что делает тепловую отдачу батареи эффективнее. Механизм позволяет уменьшать поток теплоносителя и снижать теплоотдачу, если помещение чересчур прогрето и, таким образом, контролировать температуру.

Есть такие их виды:

  • регулировочные (прямые и угловые). Имеют ручное управление. Применяются в автономном отоплении. Ними нельзя точно отрегулировать теплоотдачу в связи с отсутствием шкалы и датчика определения температуры;
  • оснащенные термоголовкой. Их конструкция позволяет блокировать или ограничивать повышение температуры посредством ручного или автоматического управления. Устанавливают на двух- и однотрубные системы. Регулировка осуществляется просто – необходимая температура устанавливается вручную с помощью ограничительного кольца;
  • с терморегулятором. Устанавливается перед батареей. Поступление теплоносителя контролируется краном, смонтированным перед терморегулятором.

Вентильных кранов из пластика нет, они производятся из латуни, стали или комбинации этих материалов.

Предлагаемая схема – лучший вариант нерегулируемого подключения радиатора к стоякам центрального отопления в квартире. Балансировать ее вам все равно не придется, а ставить термостатический клапан бессмысленно из-за плохого качества теплоносителя. Вместо шарового крана на выходе также практикуется монтаж так называемого запорного клапана, его отличие лишь во внешнем виде.

В зависимости от компоновки приборов и труб отопления можно подобрать угловой кран для радиатора с декоративным покрытием или без такового

Также при выборе изделия рекомендуется обращать внимание на рабочее давление, указанное на корпусе изделия или в его паспорте. Оно должно соответствовать давлению в отопительной сети многоквартирного дома

Совет. Выбирайте для монтажа на радиатор хорошие краны из толстостенной латуни и соединением с накидной гайкой – американкой. Она позволит быстро отсоединить подводки без вращения элементов. На однотрубном стояке не забудьте установить байпас с небольшим смещением в сторону от основной трубы.

Ввиду того что он имеет несколько иное устройство, установка кранов на батареи отопления, а также замена может создать небольшие трудности. Хотя сам ремонт не занимает много времени: после откручивания гайки ставится новый сальник либо кран-букса, а затем гайка возвращается на место. Однако еще до ремонта шарового крана нужно подготовить необходимые материалы.

Материалы

Чтобы отремонтировать шаровой кран, нужно позаботиться о наличии следующих инструментов:

  • отвертки;
  • плоскогубцы;
  • ключ-шестигранник;
  • перчатки;
  • б/у запчасти.

Монтаж

Сама процедура установки предусматривает выполнение следующих действий:

  1. На первом этапе перекрываются запорные сапуны.
  2. Выполняя раскачивание винта, его фиксируют на рычаге. Используя ключ, нужно снять винт вместе с ключом.
  3. Внутренние части крана под уплотнителем обычно покрыты известковым налетом и ржавой водой. Поэтому имеет смысл воспользоваться абразивными чистящими средствами. После зачистки участков крана на них размещается новый уплотнитель.
  4. Во время снятия рычага появится резьба, которую следует прокрутить по шлицам, используя отвёртку. Эту операцию делают осторожно, так как существует опасность повредить расположенные поблизости шланги.
  5. Внутри будет вода, которая сливается в емкость.
  6. При наличии течи крана придется воспользоваться более основательным методом ее устранения. Убрав уплотнитель, нужно извлечь шар. Для снятия крепежей следует применять плоскую отвертку.
  7. Чтобы уплотнители прослужили дольше, следует при их установке нанести специальную смазку.
  8. Во время сборки все действия выполняют в обратном порядке, уделяя большое внимание обеспечению герметичности уплотнителей.
  9. Если на корпусе появится трещина, то этот участок следует обработать водостойким герметиком.
  10. Его наносят в два слоя, а по окончании процедуры зачищают обработанные места. Наличие трещин — это подсказка, что скоро придется менять шаровые краны.
  11. В случае отсутствия напора нужно отыскать шток, который связывает между собой рычаг и шар. Выполняя регулирующие движения, отверстия труб переводят в оптимальное положение для подачи воды.
  12. Закончив указанные процедуры, с затвора удаляют грязь. Если эта мера оказалась неэффективной, вместо старого ставят новый картридж. Очень важно, чтобы он имел соответствующие размеры и марку.
  13. В некоторых случаях отопительные системы оснащаются трехходовыми и даже четырехходовыми кранами. По своему исполнению они являются запорной арматурой, которая может быть выполнена с использованием стали, металла или латуни. Для размещения регулировочных затворов отводится место сверху устройства. Для настройки приходится выполнять манипуляции с сальником сверху или гайкой снизу.

Чтобы обеспечить качественную настройку радиаторов отопления, следует позаботиться об использовании устройств, которые в состоянии перемешивать остывшую воду из возвратной трубы в подачу. В этом случае настройка системы приобретает количественный характер, для чего используется вентиль, контролирующий поток воды и мощность и перекрывающий ее.

Для чего нужны краны на радиаторах

Каждый отопительный прибор – это отдельный элемент системы, нуждающийся в настройке и периодическом обслуживании. Если же управлять расходом теплоносителя через батареи в зависимости от потребности в тепле, то можно добиться хороших результатов в плане экономии энергоносителей. То есть, радиаторные вентили и краны для отопления призваны решать такие задачи:

  1. Полное отсечение отопительного прибора от системы.
  2. Ограничение протока теплоносителя через батарею.
  3. Изменение расхода теплоносителя в зависимости от внешних условий.
  4. Спуск воздуха из радиатора и трубопроводной сети.

Есть масса ситуаций, при которых без отключения батареи обойтись сложно. К примеру, исправно работающее централизованное отопление посреди весны, когда на улице уже тепло, а в квартире просто жарко. Другой случай – необходимость снятия отопительного прибора с целью замены, промывки или ремонта. При отсутствии запорной арматуры осуществить любое действие с радиатором становится проблематичным.

Вентили ставят и на батареи в стиле ретро

Ограничение протекающего теплоносителя осуществляется с целью балансировки индивидуального отопления в частном доме или квартире

Неважно, какой тип системы отопления у вас используется, без балансировки с помощью вентилей первые батареи всегда получат большее количество воды, чем последние. Ограничить расход теплоносителя в начале сети и тем самым уравнять все приборы между собой – это задача регулирующей радиаторной арматуры

Автоматическое управление расходом поступающего теплоносителя – это способ сэкономить энергоносители, используемые для обогрева дома. Если каждый кран на батарее отопления станет поддерживать установленную температуру воздуха в помещении, управляя течением воды через радиатор, то в целом система израсходует лишь необходимое количество тепла, не больше. А это немалая экономия.

Ну и проблема выпуска воздуха при заполнении системы или в период эксплуатации тоже решается за счет специальных воздушных кранов, устанавливаемых на все современные радиаторы. Ниже предлагается перечень разновидностей запорно-регулировочной арматуры, перечисленной в том же порядке, что и решаемые ею задачи:

  1. Полуоборотные шаровые краны в прямом и угловом исполнении. Изготавливаются из латуни, бронзы или полипропилена с металлической вставкой.
  2. Балансировочные вентили для радиаторов – прямые и угловые.
  3. Вентили регулировочные с термоголовками (термостатические клапаны).
  4. Спускные воздушные краны – автоматические и ручные.

Для справки. Некоторые домашние умельцы применяют для присоединения отопительных приборов трехходовые смесительные клапаны. Но такое решение неоправданно дорого и на практике используется редко.

Для соединения отопительного трубопровода с батареей широко используются радиаторные краны. Это запорная арматура, позволяющая контролировать расход горячей воды или отключать поврежденный участок магистрали. Также ее задачей являются: сброс теплоносителя и препятствование появлению воздушных пробок.

Обычные краны шарового типа могут находиться только в положении «открыт/закрыт» и не рекомендуются для врезки в систему отопления, в то время как специальные запорные устройства (имеющие похожую конструкцию) позволяют плавно регулировать процесс циркуляции теплоносителя и способствуют более эффективной теплоотдаче.

По сути, такие изделия представляют собой запорно-регулирующие вентили, максимально защищенные от коррозии. Материалом служит латунь (иногда с добавлением свинца) или высококачественный пропилен. В первом случае кран для радиатора крепится на фитинг с резьбой, во втором используется сварка. Сверху металл покрывается защитным слоем из хрома или никеля (методом напыления).

  • На стояках в квартирах с централизованным отоплением, с целью разделения на участки для последовательного ремонта.
  • На байпасах — для переключения насоса.
  • Возле радиатора отопления, для удобного демонтажа и ремонта.
  • В точках возможного скопления воздуха.

В зависимости от способа контроля расхода теплоносителя различают:

  • обычные регулирующие краны для радиатора;
  • устройства с термоголовкой (их еще называют термостатическими);
  • модели с терморегулятором для отопительных батарей.

1. Регулировочные краны.

Они в свою очередь подразделяются на прямые и угловые типы (монтируются в зависимости от подачи теплоносителя). Такое исполнение позволяет регулировать расход исключительно вручную, что не всегда удобно. Краны герметичны, протечек не допускают, а главное — защищают радиаторы отопления от гидравлического удара при заполнении водой.

2. Устройства с терморегулятором.

Контроль над расходом теплоносителя в данном случае осуществляется с помощью:

  • Обычной двухрежимной шаровой запорной арматуры.
  • Конусного вентиля, позволяющего оставлять кран в промежуточном положении. Небольшим недостатком является ручной возврат в исходное состояние и потребность в отслеживании текущего.
  • Автоматического терморегулятора, вмонтированного в отверстие перед радиатором отопления.

Принцип действия кранов основан на изменении проходимости теплоносителя, поступающего в радиатор, в зависимости от температуры в помещении. Их врезка способствует экономии энергоносителей и позволяет создать локальные зоны с нужной теплоотдачей. Краны с терморегулятором устанавливаются в одно- или двухтрубной системе отопления, в первом случае их нельзя монтировать без байпасов.

3. Термостатические радиаторные виды.

https://www.youtube.com/watch?v=TbkXywZWD00

Для общего понимания немного уточним терминологию. У нас в простонародье кранами называют любое водопроводное устройство, где имеется рукоятка для ручного управления потоком воды. На самом деле технически правильно называть кран запорной арматурой, но не регулирующей. То есть, он предназначен только для перекрывания течения жидкости, а для регулирования ее количества существуют другие устройства – вентили и клапаны. Причем для батарей используются все эти изделия.

Предлагаем ознакомиться  Вес одной секции чугунной батареи

На подводящих трубопроводах к отопительным приборам размещают запорно — регулирующую арматуру с целью:

  • отключения батареи в периоды года, когда на улице еще не слишком холодно или по другим причинам;
  • закрывания воды для проведения ревизии и промывки прибора без опорожнения всей сети трубопроводов;
  • ручного или автоматического управления потоком теплоносителя, регулируя его количество в зависимости от температуры в помещении.

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Пункт первый списка хорошо иллюстрирует, как установка кранов на батареи связана с энергосбережением. Ситуация, когда система центрального теплоснабжения включена в теплый период не редкость. На улице еще достаточно тепло, а радиаторы уже пышут жаром, в доме духота. При наличии крана проблема решается одним поворотом рукоятки.

То же самое происходит и в частном доме, оборудованном индивидуальным источником тепла. Краны позволяют отключить часть радиаторов в жилых комнатах или временно использующихся технических помещениях, например, в гараже

Не менее важно для экономии и периодическая промывка отопительных приборов. Ведь что происходит: загрязненная изнутри батарея отдает меньше тепла в комнату, а значит, в обратный трубопровод уходит теплоноситель с более высокой температурой

Этот теплоноситель пойдет обогревать жилье ваших соседей, а у вас в квартире будет ощущаться недостаток тепла. Когда речь идет о частном доме, то вода возвращается обратно в котел и потерь никаких нет. Но в помещениях-то становится прохладнее и для получения нужного количества тепла вам придется поднять температуру системы отопления, увеличив расход топлива теплогенератором. Процесс загрязнения коварен, поскольку занимает какое-то время и заметен становится только во время увеличения затрат на обогрев здания.

Применение ручных регулирующих вентилей или автоматических клапанов с термоголовками дает возможность экономить энергоносители во время отопительного периода за счет поддержания необходимой температуры воздуха в помещениях. Ручные вентили для радиаторов позволяют отрегулировать расход теплоносителя при настройке системы, чтобы он не выходил за пределы расчетного.

Как правильно отрегулировать подачу тепла в батареях и выбрать подходящий кран для радиатора, узнаете в статье.

Самый простой способ отрегулировать температуру радиатора – установить на его входе запорный кран, который управляет подачей горячего теплоносителя из системы отопления.

Установка кранов на батареи отопления

Радиаторный кран – это, как правило, устройство шарового типа, обеспечивающее регулировку расхода воды и соединение труб с радиатором. Устанавливается на байпасе, стояках, вверху батареи, в местах скопления воздуха для его стравливания.

виды кранов

Выбрать подходящий кран несложно, достаточно знать несколько нюансов:

  • диаметр труб, к которым он будет подсоединяться (DN, в миллиметрах или дюймах);
  • рабочее давление (PN, в диапазоне 15–40 и выше);
  • вид соединения, наличие резьбы внутри или снаружи, американки.

Выбор должен учитывать назначение арматуры, ее локализацию, свойства среды

Важно также соотношение входа и выхода вентиля в радиаторе, их взаимное расположение.

При выборе следует учитывать характеристики кранов:

  • шаровая запорная арматура, хотя наиболее распространена и доступна по стоимости, не очень эффективна. Она имеет только два режима: закрытие/открытие;
  • конусный вентиль – более приемлемый вариант из-за возможности промежуточного положения. Недостаток: кран необходимо возвращать в начальное положение и постоянно следить за ним;
  • терморегулятор с автоматическим управлением – самый эффективный, надежный, но и намного дороже других. При его монтаже на однотрубную систему должен присутствовать байпас.

Схема установки терморегулятора

После выбора оптимальной модели терморегулятора или крана для регулировки температуры отопления следует выполнить их правильную установку. Место расположения арматуры напрямую зависит от ее функции и конструкции.

краны для отопления

Чаще всего компоненты регулировки монтируются в обвязке конкретного радиатора отопления. Они устанавливаются на подающей трубе либо на байпасе. При этом для комфортной регулировки температуры батарей отопления рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Устройство не должно быть закрыто декоративными панелями или другими предметами интерьера;
  • Срок службы терморегуляторов во многом зависит от качества теплоносителя. Поэтому перед ним следует установить сетчатый фильтр, который защитит седло клапана от известкового налета;
  • Во время монтажа регулировочного клапана температуры отопления нужно следовать схеме установки. На корпусе устройства стрелочками показано направление движения теплоносителя;
  • Многие терморегуляторы и сервоприводы подключаются к электросети. Поэтому нужно обеспечить подвод электропитания к ним.

Перед установкой и дальнейшей регулировкой отопительных батарей в квартире необходимо ознакомиться с инструкцией производителя. В ней прописываются условия монтажа эксплуатации конкретного регулировочного элемента.

Одним из важных показателей регулировочных кранов отопления квартиры является максимальная и минимальная пропускная способность. Они должны соответствовать текущим параметрам системы.

Опрессовка выполняется только после установки регулирующей арматуры

После установки следует провести предварительную регулировку кранов на отопительных радиаторах. Для этого температурный режим работы и давление в системе должны быть нормальными. Затем, изменяя степень нагрева теплоносителя проверяется работа регулирующей арматуры. Система тестируется в нескольких режимах.

Фактически проверить работоспособность конкретного элемента можно только при запуске центрального теплоснабжения. Т.е. корректная регулировка отопительных радиаторов в квартире осуществляется в отопительный сезон.

Во время запуска системы теплоснабжения обязательно осуществляется полная регулировка отопительная система частного дома. Она должна включать в себя следующие этапы:

  • Проверка работоспособности кранов и терморегуляторов;
  • Соответствие их фактических параметров паспортным данным;
  • Если во время контрольной регулировки степени нагрева батарей отопления выявлен неисправный элемент — его необходимо заменить.

Кроме этого, нужно помнить, что на работу системы влияет ряд внешних факторов: степень теплоизоляции дома, климатические особенности конкретного региона. Это также должно учитываться при температурной регулировке радиатора отопления.

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Проще всего установить фланцевый шаровый кран, это очень популярная конструкция. Чтобы установить такой кран, необходимо:

  1. Выбрать подходящее место.
  2. Обмотать резьбу крана уплотнителем, например, ФУМ лентой.
  3. Привинтить кран.
  4. Проверить места соединения на предмет протечек.

Разумеется, перед началом работ понадобится удалить теплоноситель из отопительной системы. У владельцев частных домов с индивидуальным отоплением проблем не возникнет, а вот жильцам квартир придется согласовать это мероприятие с управляющей компанией.

Шаровый кран устанавливают на участке между батареей и байпасом — специальной перемычкой, которая обеспечивает циркуляцию теплоносителя в системе, даже когда кран перекрыт

Кран устанавливают перед батареей и за перемычкой, которая соединяет “вход” и “выход” теплоносителя, чтобы при перекрывании потока теплоноситель не прекращал циркулировать по системе. Если такая перемычка (профессионалы называют ее байпас) отсутствует, при установке крана на радиатор эту проблему нужно обязательно решить. Устанавливая кран, следует учесть два момента:

  • Не должно быть препятствий для регулировочной ручки, установленной в любое положение.
  • Следует обеспечить свободный доступ пользователя к крану.

Перед приобретением крана, конечно, следует убедиться, что диаметр крана и трубы, на которую его будут устанавливать, соответствуют друг другу. Уточнить стоит также и тип резьбы. У фланцевого крана эти элементы могут быть выполнены следующим образом:

  • обе резьбы внутренние;
  • обе резьбы внешние;
  • сочетание внутренней и внешней резьбы с разных сторон.

На фланцевых кранах имеется специальная маркировка в виде стрелки, которая указывает направление потока рабочей среды, т.е. теплоносителя. Не стоит пренебрегать этими указаниями при установке крана.

Чтобы избежать протечек, следует правильно использовать ФУМ ленту или другой подходящий уплотнитель. В случае, когда кран устанавливается на трубу с открытой резьбой (понятно, что на фланце крана резьба будет закрытого типа), уплотнитель наматывают по часовой стрелке. При этом мастер располагается лицом к отверстию трубы. Если же открытая резьба находится на фланце, уплотнитель также наматывают по часовой стрелке, но уже располагаясь лицом к крану, а не к трубе.

Когда ФУМ лента намотана правильно и в достаточном количестве, для завинчивания резьбы понадобятся заметные усилия. По окончании работ часть уплотнителя может немного выступать на стыке, это совершенно нормальная ситуация, характерная для хорошей герметизации. Если же кран проворачивается легко, использован слишком тонкий слой уплотнителя.

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

По окончании работ необходимо обязательно проверить соединение, заполнив систему водой, желательно, при повышенном давлении. Пренебрежение этим правилом может привести к затоплению помещения из-за неправильной герметизации соединений. Чаще всего от последствий недобросовестной работы страдают жильцы многоквартирных домов, поскольку заполнение отопительной системы водой перед началом отопительного сезона обычно проводится без предупреждения в будний день.

  • в системах централизованного теплоснабжения;
  • в частных домах и квартирах с индивидуальным источником тепла;
  • в многоквартирных домах, оборудованных индивидуальной котельной.

Для начала отметим, что любой вентиль или кран для батареи отопления может лишь уменьшать или перекрывать проходное сечение трубы, а не увеличивать его. Соответственно, регулирование с помощью любых средств заключается в уменьшении количества тепловой энергии, подведенной к батарее. В случае когда ее недостаточно изначально, ни о каком регулировании не может идти речи, только о перекрывании потока.

При централизованном отоплении зданий качество теплоносителя оставляет желать лучшего. Поэтому здесь рекомендуется поставить хорошие краны из латуни. Вентили и клапаны с термоголовками устанавливать нет смысла, поскольку уже через пару лет их рабочая часть может засориться и управление теплоносителем станет невозможным.

В централизованных сетях часто возникают перепады давления и гидроудары при сезонном запуске. Используемый в этом случае шаровой кран должен быть рассчитан на давление не менее 16 Бар. По материалу надо выбрать изделие отличного качества, так как в теплое время года систему принято опорожнять, из-за чего усиливается коррозия металлов.

Для частных домов, где есть все возможности для энергосбережения, клапаны с термоголовками – самый лучший вариант. Они устанавливаются на подающем трубопроводе, а на обратном – обычный шаровой кран. Можно применять и полипропиленовые изделия, но они часто не гармонируют с интерьером, тогда их прячут за декоративным экраном.

В пределах одной комнаты не нужно монтировать термостаты на каждую батарею. Правило такое: клапаны ставятся на один или несколько отопительных приборов, чья суммарная теплоотдача превышает 50% от общей. Оставшиеся радиаторы оборудуются вентилями на подаче и шаровыми кранами на обратке.

Какую арматуру на радиаторы лучше ставить в многоквартирных домах с индивидуальными котельными, определяет только проектная документация. Как правило, данный вид теплоснабжения используется в новых постройках либо после реконструкции всей схемы отопления. Она должна предусматривать всю необходимую арматуру. Максимум, что вы можете себе позволить – это поставить на подводках качественные краны из латуни.

Чтобы упростить себе в дальнейшем разборку и снятие батареи, при монтаже запорной арматуры надо использовать такое известное соединение, как американка. На рынке появилось множество кранов, с которыми она идет в комплекте. И последнее: для удобства опорожнения радиатора на обратной подводке рекомендуется устанавливать арматуру со встроенным сливным штуцером.

  • в системах централизованного теплоснабжения;
  • в частных домах и квартирах с индивидуальным источником тепла;
  • в многоквартирных домах, оборудованных индивидуальной котельной.

Механизм запирания

Кран Маевского для чего нужен и как пользоваться

Это небольшое устройство — одна из разновидностей воздухоотводчиков. Воздухоотводчики бывают автоматические и механические. Кран «Маевского» относится к категории механических. То есть сам он ничего не делает, необходимо выполнить некоторые действия, чтобы он сработал. Ставят его для того чтобы можно было легко удалять воздух из батарей. Находится вверху радиатора справа или слева. Там, где есть свободное место для установки.

Внешний вид крана «Маевского»

Часть радиатора, где будет стоять воздухоотводчик, во время монтажа немного приподнимают (выше второго края примерно на 1 см). Тогда весь воздух будет скапливаться в этой части и отводиться полностью.

Предлагаем ознакомиться  Как сделать солнечную батарею из транзисторов или диодов

Сам кран «Маевского» — это небольшая шайба с резьбой, запаянная в пластиковом корпусе. Имеется в ней сквозное конусообразное отверстие ебольшого диаметра. Внутри отверстия почти на всю длину нанесена резьба. С лицевой стороны туда вставляется металлический конус с аналогичной насечкой. Для того чтобы вкручивать/выкручивать его было удобно, на вершине имеется продольная канавка. В нее вставляется специальный ключ (идет в комплекте) или обычная отвертка.

Еще на корпусе есть небольшая пластиковая шайба с отверстием сбоку. Через это отверстие и выходит воздух. Шайба свободно проворачивается и вы можете отверстие направить в ту сторону, в какую вам удобно.

Спускать воздух из батарей с его помощью легко: нужно вставить отвертку в прорезь и провернуть на один оборот

Теперь о том, как спускать воздух из радиатора. Вставляете отвертку в паз, поворачиваете на один оборот влево. Сразу появляется характерный звук: шипит воздух. Постепенно с воздухом начинает выходить и вода. Но не пугайтесь, ее будет немного. Для сбора вполне хватит небольшой емкости или тряпки. Когда вода пошла сплошной струйкой, кран можно закрывать.

Вставляете снова отвертку и поворачиваете, но уже по часовой стрелке. Не бойтесь перепутать направление: резьба достаточно длинная, и один или два оборота ничего не изменят. А вот выкручивать запорный конус полностью лучше не нужно: если давление в системе приличное, вам трудно (или невозможно) будет вернуть его на место.

Вместо этого устройства можно ставить обычный кран, хоть тот же шаровой, но с точки зрения эстетики он проигрывает

Обратите внимание, что кран «Маевского» неэффективен при установке на чугунные радиаторы. Из-за особой конструкции они требуют установки именно крана: чтобы удалить воздух из верхушек секций приходится сливать приличное количество воды

А с этим небольшим устройством это невозможно.

Есть еще автоматические воздухоотводчики. Обычные модели на радиаторах ставят редко: массивные они, и направлены должны быть вверх. Эти устройства имеет смысл ставить в верхней точке индивидуальной системы отопления, в группе безопасности или перед насосом (если у него нет функции отведения воздуха). Зато есть специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики, которые и места занимают немного, и в контроле особом не нуждаются.

Как поставить кран «Маевского» на батарею смотрите в видео.

Виды используемых материалов

Определяясь, какой кран поставить на радиатор отопления, стоит обратить внимание на материал его изготовления. Прежде всего, главным требованием к материалу является его антикоррозийные свойства

Чаще всего для производства используется синтетическая латунь, а также популярностью пользуются изделия из высококачественного полипропилена. Верхний слой может быть дополнительно защищен металлическим напылением.

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

В зависимости от материала различаются и виды креплений. Так, кран латунный крепится с помощью фитинга или резьбы к трубам из пластика или металла. Для установки полипропиленового вентиля необходимо будет выбрать способ сварки.

Полезные советы по выбору

Корпус и соединения

На батареи лучше ставить не стандартные шаровые краны, а полнопроходные. В жилых, домах и квартирах используют такие механизмы с муфтовым соединением.

Краны на радиаторы отопления лучше выбирать со стальным или бронзовым корпусом, но чаще всего ставят латунные, так как они дешевле. Имитацией латуни является силумин. Не стоит покупать изделие, изготовленное из него, это очень мягкий металл. Полимерные не менее надежные, но они имеют большие габариты. Для их замены нужно вырезать кусок трубы.

Более долговечными являются изделия с полимерными, а не резиновыми прокладками. Краны для регулировки теплоносителя на радиаторах отопления исключают возможность менять их, не спуская воду, это возможно делать с проходными кранами или с установленной американкой (в сторону батареи).

Наиболее качественными считаются изделия фирмы Itap (Италия), Danfoss. Приблизительный диапазон цен 700–2000 р. В среднем ценовом диапазоне есть изделия марки Oventrop – 550–950 р. Для ограниченного бюджета подойдет Luxor – 450–800 р., китайские или турецкие марки.

Шаровые

Краны, используемые для установки в систему обогрева помещения, следует условно разделить на две группы – запорные и регулирующие. Деление это во многом условно, поскольку и запорная арматура позволяет регулировать движение теплоносителя. Естественно, в этом случае точность регулировки получается довольно низкой, однако отсечь батарею от источника воды можно.

Схема шаровой конструкции

Самой простой и часто используемой разновидностью кранов являются шаровые:

  • Шаровой кран предназначен для отключения радиатора. Его конструкция позволяет устанавливать устройство либо в открытое, либо в закрытое положение, так что регулировка осуществляется довольно по принципу «есть тепло – нет тепла».

Шаровые краны для радиаторов отопления обеспечивают двухпозиционную регулировку

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Обратите внимание!В принципе, можно зафиксировать вентиль и в промежуточном положении, но тогда скорость его износа возрастет многократно за счет трения взвешенных в воде частиц о запорный элемент.Так что лучше этого не делать без крайней необходимости. . Блокировка потока теплоносителя осуществляется за счет движения металлического шара с отверстием, соосным трубному просвету

При повороте рукоятки крана в действие приходит шток, который проворачивает сферу внутри корпуса, совмещая отверстие в ней с просветом трубы.Как правило, детали кранов производятся из стали, бронзы или латуни. За герметизацию соединений и запорной части отвечают фторопластовые прокладки, которые при необходимости можно заменить своими руками.Присоединение к радиатору осуществляется либо с помощью обычной гайки, либо с помощью «американки».

  • Блокировка потока теплоносителя осуществляется за счет движения металлического шара с отверстием, соосным трубному просвету. При повороте рукоятки крана в действие приходит шток, который проворачивает сферу внутри корпуса, совмещая отверстие в ней с просветом трубы.
  • Как правило, детали кранов производятся из стали, бронзы или латуни. За герметизацию соединений и запорной части отвечают фторопластовые прокладки, которые при необходимости можно заменить своими руками.
  • Присоединение к радиатору осуществляется либо с помощью обычной гайки, либо с помощью «американки».

Шаровая конструкция с американкой

Конусные

Устройство в разрезе

  • Запорным элементом выступает конусный шток, на поверхность которого наносится резьба.
  • Когда мы вращаем маховик, шток двигается по резьбе, смещаясь в вертикальной плоскости.
  • В крайнем нижнем положении просвет трубы полностью перекрывается. Герметичность перекрытия обеспечивается эластичными прокладками, которые надеваются на кольцевые канавки штока.
  • Поднимая запорную часть, мы приоткрываем просвет, и теплоноситель начинает поступать в радиатор.

Обратите внимание!Регулировать микроклимат в помещении можно лишь приблизительно, уменьшая или увеличивая количество горячей воды в каждой батарее.

Модель в полипропиленовом корпусе

На практике чаще всего используются бронзовые или латунные конусные краны для радиаторов отопления: полипропиленом комплектуются только системы, часть труб в которых тоже сделана из пластика. Это объясняется сравнительно небольшой прочностью и износостойкостью полимеров по сравнению с сантехническими сплавами.

С другой стороны, полипропиленовые краны для радиаторов отопления стоят несколько дешевле, потому в условиях дефицита бюджета их вполне можно использовать.

Кран Маевского

При заливке теплоносителя в систему отопления внутрь вместе с водой или антифризом попадает и воздух.

Устройство для выпуска воздуха

  • Конструкция такого изделия достаточно проста: его основу составляет запорный шток, установленный в корпусе с резьбой под радиаторную пробку.
  • Шток приводится в движение либо отверткой, либо специальным ключом, открывая просвет трубы в седловине.

Обратите внимание!Если есть возможность, покупайте вентили под отвертку, поскольку ключ вы будете регулярно терять, что и неудивительно – пользоваться им придется один-два раза в год.

  • Нужно иметь в виду, что пропускная способность у такого крана невелика, так что, например, на расширительный бак его ставить не стоит: стравливать лишний воздух придется около часа. В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.

Фото установленного клапана

Краны для радиаторов выбирают с учётом типа устройства, что используется в качестве теплоносителя, а также типа контура отопительной системы.

Следует подбирать трубы соответствующего диаметра, чтобы свести к минимуму количество применяемых вентилей, и подбирать краны с максимальной пропускной способностью.

Наиболее прочными и долговечными материалами, используемыми при производстве вентилей, являются сталь и латунь. Это толстостенные изделия, которые прослужат дольше, но при выборе важно обращать внимание на качество уплотнительных прокладок.

Немаловажный критерий выбора – фирма-производитель изделия. Как правило, товары зарекомендовавших себя марок с мировым именем на порядок превосходят свои аналоги малоизвестных изготовителей. Фирмы, изделия которых были проверены в отечественных условиях и положительно себя зарекомендовали:

  • итальянские компании Itap и Luxor;
  • немецкая фирма Oventrop;
  • датский изготовитель Danfoss;
  • совместная российско-итальянская фирма Valtec.

Специалисты рекомендуют:

  • В однотрубных системах между байпасом и радиатором ставить два шаровых полуповоротника на вход и на выход с радиатора. Благодаря такой конструкции, при промывке можно не сливать воду или другой теплоноситель из радиатора, а при замене одной батареи не надо останавливать работу всей системы отопления.
  • При замкнутой системе с двумя трубами, на вход батареи устанавливать вентиль с термостатом, а на выход – балансировочный. В результате осуществляется и плавная регулировка температуры, и экономия за счёт применения относительно дешёвого балансировочного вентиля.
  • Если в автономной отопительной системе одна труба, то на вход радиатора целесообразно ставить шаровый полуповоротник, а на выход – балансировочный вентиль.

Вентиль на батарее

Выбирая кран для батареи отопления

важно обращать внимание на материал, из которого он изготовлен. Запорное устройство работает в максимально агрессивной среде. Оно постоянно находится в воде, подвергается воздействию высоких температур и гидравлических ударов

Поэтому важно, чтобы материал мог выдержать все эти негативные факторы

Оно постоянно находится в воде, подвергается воздействию высоких температур и гидравлических ударов

Чаще всего краны для радиаторов изготавливают из сплавов. Большинство моделей выполнено из латуни. Это очень прочный металл, который не боится коррозии. Но для еще большей прочности латунь сверху покрывается защитным металлическим составом. Это лучший вариант для использования в системе отопления.

Иногда вместо латунных кранов продавцы могут подсунуть их подделку — силуминовые регулировочные вентили, которые внешне, как две капли воды, похожи на оригинальные модели.

Через год эксплуатации нередко случаются поломки, способные привести к коммунальным авариям. Ведь изнутри силумин очень быстро ржавеет, и коррозия моментально разъедает корпус, делает его стенки очень тонкими. Поэтому любой гидроудар легко разрывает запорное устройство. Даже если этого не происходит, нередки случаи, когда при простом открытии или закрытии крана он просто остается в руках человека, отвалившись от основания. Если в это время внутри батареи есть горячая вода, обязательно возникнут ожоги. Поэтому остерегайтесь подделки!

Итак, кран для отопительной батареи должен быть обязательно сделан из латуни — только этот сплав легко переносит высокие температуры и гидравлические удары. Лучше выбирать шаровые запорные механизмы, которые имеют высокие гарантийные сроки и демонстрируют повышенную герметичность. Устанавливать такой кран можно и в горизонтальном, и в вертикальном положении.

Предлагаем ознакомиться  Замена радиаторов отопления в доме, квартире

Корпус и соединения

Наиболее качественными считаются изделия фирмы Itap (Италия), Danfoss. Приблизительный диапазон цен 700–2000 р. В среднем ценовом диапазоне есть изделия марки Oventrop – 550–950 р. Для ограниченного бюджета подойдет Luxor – 450–800 р. китайские или турецкие марки.

Корпус и соединения

Установка кранов на батареи отопления

Для установки на батарее предназначаются:

  • запорная арматура для радиаторов (шаровые краны полуоборотные);
  • воздушные спускные клапаны (ручной кран Маевского, автоматические воздухоотводчики);
  • балансировочные вентили для радиаторов;
  • регулировочные вентили, оснащенные термоголовками (клапаны термостатические);
  • краны для слива теплоносителя.

Чтобы определиться, какие краны ставить на радиаторы отопления, необходимо разобраться в принципах действия и предназначении каждого устройства.

Кран Маевского

Это ручной воздушный клапан для радиатора отопления, который позволяет удалять воздушные пробки из батарей. Вместо механического крана Маевского допускается установка автоматического воздухоотводчика, но эти изделия выглядят не так эстетично.

Кран Маевского состоит из полимерного корпуса, в который впаяна шайба с резьбой в сквозном конусообразном отверстии. С внешней стороны в шайбу ввинчивается конус соответствующих размеров, также оснащенный резьбой. Для вкручивания и выкручивания конуса предусмотрено углубление под отвертку или специальный ключ, который входит в комплектацию изделия.

Схематичное изображение крана Маевского

Также на корпусе имеется пластиковая шайба с отверстием, через которое и стравливается воздух. Для этого требуется вставить отвертку или ключ в углубление и повернуть конус на один оборот. Когда из отверстия начинает течь вода, запорный конус ввинчивают до упора обратно.

Важно! Рекомендуется устанавливать клапан с углублением под отвертку, так как ключ может затеряться. Ни в коем случае нельзя вывинчивать запорный конус полностью – давление в системе не даст установить его обратно.. Шаровые краны: виды и параметры

При монтаже каждого радиатора желательно поставить два шаровых крана или шаровой на подачу и регулировочный – на обратку. Шаровые краны – это запорная арматура, позволяющая перекрывать поток теплоносителя и демонтировать радиаторы без слива теплоносителя из всей системы.

устройство шарового крана

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Ключевым элементом устройства является стальной шар с отверстием для прохода теплоносителя. Шар закреплен на штоке, и при повороте рукоятки на 90 градусов он разворачивается и полностью перекрывает поток среды.

Шаровые краны различаются:

  • по материалу изготовления корпуса (латунь, силумин, полипропилен);
  • по конструкции (прямой и угловой);
  • по пропускной способности (у полнопроходных отверстие в шаре практически совпадает с диаметром трубы, у стандартных – составляет 70-80% от этого показателя).

Рассматривая, какие краны лучше ставить на радиаторы, предпочтение стоит отдать полнопроходным, так как они не уменьшают проходимость системы и не снижают теплоотдачу приборов отопления.

Термостатический вентиль для радиатора отопления дает возможность управлять температурой в помещении. В зависимости от модели, настройка термоголовки на определенную температуру выполняется вручную или работа клапана гибко регулируется автоматическим устройством. Под воздействием термоголовки смещается шток вентиля, изменяя его проходное сечение.

Вентиль с термоголовкой

Если установленный термоклапан не имеет функции блокировки потока теплоносителя, дополнительно требуется смонтировать запорный кран, чтобы полноценно обслуживать батарею.

Краны промывочные

Промывочный кран на радиатор предназначен для слива теплоносителя в процессе промывки системы. В конструкцию сварного промывочного крана входит металлический корпус, резиновая прокладка и длинный шток. Чтобы открыть такой кран, используется газовый ключ или пассатижи.

Промывочный кран

Данное устройство имеет существенный недостаток – резиновая прокладка легко разрушается при эксплуатации крана, что приводит к аварийной ситуации. Вместо сварного промывочника на радиатор рекомендуется поставить радиаторную пробку либо переходник с пробковым вентилем.

При централизованном отоплении зданий качество теплоносителя оставляет желать лучшего. Поэтому здесь рекомендуется поставить хорошие краны из латуни. Вентили и клапаны с термоголовками устанавливать нет смысла, поскольку уже через пару лет их рабочая часть может засориться и управление теплоносителем станет невозможным.

В централизованном отоплении очень часто бывают значительные перепады давления, а так же гидроудары. Применяемый в таких случаях шаровые краны обязательно должены быть рассчитаны на давление не меньше 15 Бар. По материалу изделия нужно делать выбор не экономя на качестве, так как в тёплое время года систему принято опорожнять, из-за чего усиливается коррозия металлов.

Для частных коттеджей, где есть все возможности для энергосбережения, клапаны с термоголовками – самый лучший вариант. Они устанавливаются на подающем трубопроводе, а на обратном – обычный шаровой кран. Можно применять и полипропиленовые изделия, но они часто не гармонируют с интерьером, тогда их прячут за декоративным экраном.

  В пределах одной комнаты не нужно монтировать термостаты на каждую батарею. Правило такое: клапаны ставятся на один или несколько отопительных приборов, чья суммарная теплоотдача превышает 50% от общей. Оставшиеся радиаторы оборудуются вентилями на подаче и шаровыми кранами на обратке.

Какую арматуру на радиаторы лучше ставить в многоквартирных домах с индивидуальными котельными, определяет только проектная документация. Как правило, данный вид теплоснабжения используется в новых постройках либо после реконструкции всей схемы отопления. Она должна предусматривать всю необходимую арматуру. Максимум, что вы можете себе позволить – это поставить на подводках качественные краны из латуни.

Для того, чтоб облегчить себе в дальнейшем разборку и снятие батареи, при монтаже запорной арматуры нужно применять такое сантехническое соединение, как американка. На рынке появилось множество кранов, с которыми она идет в комплекте. И последнее: для удобства опорожнения радиатора на обратной подводке рекомендуется устанавливать арматуру со встроенным сливным штуцером.

Функциональное назначение

С помощью кранов обеспечивается эффективная работа водопроводов. Система отопления не может работать без этих устройств, а в некоторых ситуациях ее использование без них становится просто опасным.

Функции

Краны для радиаторов отопления - какие лучше ставить?

Когда стояк дает течь, именно запорная арматура перекрывает воду, что дает возможность сделать ремонт и при этом не останавливать всю систему. Важной функцией также будет управление теплоотдачей батареи.

Минимальный набор для нормального функционирования обычной системы отопления состоит из нескольких видов запорной и регулирующей арматуры. При соединении к радиатору монтируются запорные шаровые краны на трубы подачи, на отвод и на байпас. На подачу устанавливается механизм для регулировки напора теплоносителя.

Вся вместе указанная система позволяет:

  • отключать радиатор без перекрытия всего контура для ремонта, замены, обслуживания;
  • направлять весь носитель тепла через отопитель при отключенном байпасе;
  • управлять мощностью напора через радиатор для снижения или повышения температуры;
  • спускать воду, стравливать воздух;
  • осуществлять защиту системы от гидравлических ударов, поломок;
  • регулировать эффективность и уровень теплоснабжения, что экономит расходы на отопление.

Требования

Критериями видового разнообразия кранов, размещаемых на радиаторах отопления, являются: конструкция, принцип действия и материал. Важно знать, что механизмы такого типа разделяются на запорную и регулирующую арматуру. Какие лучше краны ставить? Нужно учитывать, что они имеют достаточно сложное устройство и должны отвечать ряду требований, чтобы функционировать в непростых условиях.

Стандартные требования:

  • температура теплоносителя до 200°С;
  • должны выдерживать давление в 16–40 Бар;
  • высокая коррозионная стойкость;
  • стойкость к механическим нагрузкам.

Зачем комплектовать радиатор кранами? Их установка при подключении отопительных приборов дает возможность :

  • полностью отключать радиаторы, если по каким-либо причинам помещение временно не требуется отапливать;
  • перекрывать подачу теплоносителя для промывки или ревизии отдельных радиаторов без слива теплоносителя из всей системы;
  • регулировать в ручном или автоматическом режиме интенсивность теплоотдачи батарей, поддерживая комфортный температурный режим в помещении;
  • удалять воздушные пробки из радиаторов, повышая эффективность системы и снижая риск коррозии металлических элементов.

Элеваторный узел

В многоквартирных домах на входе и выходе из элеваторного узла системы отопления. как правило, монтируют задвижки. В их корпусе имеется два кольца из устойчивой к коррозии стали, которые опоясывают проход для теплоносителя (зеркала). Еще пара зеркал располагается на поверхности задвижки – ее подвижной части.

Когда заслонка находится в нижнем положении и опускается, она перекрывает движение воды, а вот, если она переходит в верхнее расположение, то выходит за пределы циркулирующего потока. Для закрытия задвижки потребителю нужно вращать штурвал, который приводит в движение шток, имеющий винтовую нарезку.

При меньшем данном параметре рекомендуется использовать современные пробковые вентили, такие как на фото, поскольку задвижки имеют серьезные недостатки:

  • необходимо периодически набивать сальник, даже в том случае, когда задвижкой не пользуются, так как набивка, контактируя с водой, постепенно разрушается;
  • через незначительный период времени щечки начинают зарастать отложениями. Если задвижка простоит несколько лет без использования, ее невозможно будет полностью закрыть;
  • в случае возникновения аварийных ситуаций каждая секунда может оказаться решающей. Если для перекрытия пробкового вентиля потребуется буквально мгновение, то вращать штурвал задвижки придется продолжительное время, даже когда она полностью исправна.

Следует отметить, что пробковые вентили, представляющие собой шар, имеющий канал для воды, окруженный пластиковой оболочкой отличаются:

  • практичностью;
  • долговечностью;
  • надежным удержанием жидкости;
  • отсутствием потребности в обслуживании.

Специалисты-сантехники не рекомендуют приобретать и устанавливать винтовой вентиль на батарею отопления или такие же изделия любого другого типа.

У них есть существенные недостатки конструкционного решения:

  • сальник потребуется набивать периодически, если нет желания мириться с постоянной течью по штоку. Когда заменить вентиль или набить сальник сложно, то для устранения протечки вентиль нужно открыть до отказа с небольшим усилием. Течь прекратится благодаря тому, что резьба на штоке прижмет сальник:
  • резиновые прокладки для элементов отопительных конструкций имеют ограниченный срок годности. Вентиль для радиатора отопления с плоскими латунными клапанами по истечению определенного времени не держат воду по причине появления отложений на клапане и седле. Эти же запорные элементы с клиновидными клапанами из латуни после закрытия их с усилием часто заклинивает в седле;
  • все винтовые вентили устанавливают только по ходу воды. Для ориентировки на корпусе многих изделий изображают указатель – стрелку. Монтаж вентиля против водяного притока непременно завершится тем, что клапан оторвет и тогда воду перекроет намертво.

https://www.youtube.com/watch?v=P2erbWIVAzo

С работой клапана связана еще одна нежелательная перспектива – возможность гидроудара, если вентиль не полностью закрыт и в потоке воды возникает турбулентность, периодически перекрывающая седло. Гидроудары – это кратковременные скачки давления, в результате которых разрушаются самые слабые участки отопительного контура.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector