Системы вентиляции и кондиционирования
Назад

Гигиеническое обследование и оценка вентиляции

Опубликовано: 18.04.2020
Время на чтение: 5 мин
0
5

3.2. Физиологические способы оценки освещения

Цель: анализ состояния освещения различных
помещений с точки зрения влияния на гомеостаз и работоспособность человека.
Задачи:- освоить методику работы и принцип устройства люксметра;- освоить методику оценки естественного освещения;- освоить методику оценки искусственного освещения;

- проработать гигиенические нормативы для освещения учебных, физкультурно-оздоровительных
и спортивных помещений.Необходимы: люксметр, рулетка, нормативные таблицы по
оценке указанных показателей.Порядок выполнения задания. Познакомиться с теоретическим
обоснованием темы, освоить методику гигиенической оценки различных показателей,
характеризующих естественное освещение, методику работы с люксметром,
провести необходимые измерения, расчеты.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сопоставить результат с нормативным,
дать анализ результата с точки зрения влияния на работоспособность человека,
на травмоопасность двигательной нагрузки в подобных условиях.Теоретическое обоснование темы. Гигиеническое значение
освещения заключается в том, что оно определяет тонус центральной нервной
системы (ЦНС), влияет на состояние зрительного анализатора, определяет
травматизм.

Гигиенические требования к освещению: должно соответствовать естественному,
быть достаточным для конкретной деятельности (табл. 23), быть равномерным
по всей площади помещения, быть постоянным по времени суток, не давать
блесткости, не создавать теплового эффекта.

Оценка освещения для естественного вида проводится с учетом факторов,
его определяющих: световой климат местности, время суток, ориентация
помещения по сторонам света, ориентация окон по сторонам света (лучше
юго-восточная), близость зеленых насаждений за окнами (не ближе 20 м),
близость соседних зданий (не ближе двойной высоты наиболее высокого
здания), размер, форма окон (лучше прямоугольная), чистота стекла, количество
оконных переплетов, защитные заграждения на окнах, высота окон над уровнем
пола (не ниже 2 м), расстояние между окнами на стене (не ближе полуторной
ширины окна), расстояние от потолка (не более 0,5 м), внутренняя окраска
помещения (светлые тона), размеры помещения.

Кроме перечисленных факторов при оценке естественного (дневного) освещения
необходимо рассчитать несколько показателей: световой коэффициент, угол
падения световых лучей, угол отверстия, коэффициент естественного освещения,
коэффициент заглубления.Световой коэффициент - отношение площади окон (только застекленная часть)
к площади пола.

Для учебных помещений он равен 1/4, для жилых - 1/5,
для спортивных 1/6 (т. е. площадь пола в 4, 5 или 6 раз больше общей
площади окон).Угол падения световых лучей на рабочую поверхность a
определяется по формуле a = tg
(a/b), где a - расстояние по вертикали от верхней точки окна
до мысленной проекции рабочей поверхности на стену с окном (рис. 1).

Угол падения определяется только для помещений с односторонним освещением.
Угол отверстия рассчитывается в тех случаях, если постройки за окном
или зеленые насаждения располагаются ближе вышеуказанных нормативов.
Это уменьшает полезную площадь окон, снижает естественную освещенность
помещения.

Гигиеническое обследование и оценка вентиляции

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) - процентное отношение
освещенности внутри помещения (Евн) к освещению вне помещения
(Енар), определяемое в то же время суток.

Предлагаем ознакомиться  Высота вентиляционной трубы в частном доме

КЕО = (Евн / Енар) • 100,

где Евн и Енар определяются с помощью люксметра (прибор для измерения
освещения). Люксметр имеет измеряющую часть (светочувствительная селеновая пластина),
соединенную с гальванометром (регистрирующая часть), градуированным
в люксах (лк). Одна из шкал прибора регистрирует величину освещения
от 0 до 30 лк, а другая - до 100 лк.

Регистрирующие возможности шкал
могут быть увеличены в 10, 100 и 1000 раз с помощью соответствующих
фильтров, которые находятся в футляре прибора. Допустимо использование
одновременно двух фильтров. Фильтры фиксируются специальной пластиной.КЕО для средней полосы России должен составлять не менее 1,5
%, для северных широт - более 1,5 %, для помещений с односторонним освещением
- не менее 1 % в наиболее удаленном от окна месте.

Коэффициент заглубления - расстояние от стены с окнами до наиболее удаленного
от этой стены места при одностороннем освещении. Он должен составлять
1:1,5 или 1:2, где за 1 берется высота окна. Характеризует освещение
наиболее удаленных от окон мест. Искусственное освещение (ИО) помещений характеризуется рядом
параметров.

Прежде всего это система расположения источников ИО: на
потолке (общее освещение), на стене (боковое), только над рабочей поверхностью
(местное). В качестве источников ИО в настоящее время широко используются люминесцентные
лампы - лампы дневного света, основанные на свечении вещества-люминофора
внутри лампы.

Гигиеническое обследование и оценка вентиляции

В зависимости от состава люминофора они могут давать белое
(оптимальный вариант) свечение, голубое, желтое и т. д. Эти лампы не
излучают тепло, экономичны, создают достаточную равномерность освещения,
но имеют и ряд недостатков (гудение и заметное мерцание (проявление
стробоскопического эффекта) при неисправности лампы, наличие внутри
хрупкого баллона токсичной ртути и т. д.).

Лампы чаще всего дают прямое освещение (над рабочей поверхностью), но
допустимы отражающие свет защитные приспособления (луч света отражается
от потолка или стены) и рассеянные.Высота подвеса лампы над полом и расстояние ее от потолка тоже важны
для улучшения освещения в помещении.

Высота подвеса лампы меняется в
зависимости от характера спортивной деятельности: она минимальна в зале
для настольного тенниса и может составлять 8-9 м в зале для спортивных
игр. Все лампы должны иметь защитную арматуру, снижающую риск травмоопасных
состояний.

Большую роль в оптимизации освещения играет удельная мощность светового
потока, которую можно рассчитать, разделив общую мощность всех ламп
на площадь пола. Этот показатель для учебных помещений должен составлять
20-24 Вт/м2 для люминесцентных ламп и 40-48 Вт/м2 для ламп накаливания,
а в спортивных залах он должен быть равен 13-16 Вт/м2 и 26-32 Вт/м22,
соответственно.

При недостаточном и нерациональном освещении зрительный анализатор работает с напряжением, в результате чего быстро наступает зрительное утомление. Для оценки условий естественного и искусственного освещения можно использовать изучение динамики некоторых зрительных функций, в первую очередь, устойчивость ясного видения.

Гигиеническое обследование и оценка вентиляции

Определение устойчивости ясного видения позволяет характеризовать утомление зрительного анализатора. Под устойчивостью ясного видения понимают способность глаза в течение определенного времени ясно различать какие-либо мелкие предметы, детали. При недостаточном освещении время ясного видения существенно снижается, что связано с развитием общего утомления и, в том числе, с утомлением зрительного анализатора.
Методика.

Предлагаем ознакомиться  Вентиляция в производственном цехе, расчёт вентиляции

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Перед испытуемым на расстоянии 2,5-3 м располагают нарисованную тушью на белом листе бумаги мелкую, с трудом различимую деталь (например, разрыв в прямой линии или разрыв в кольце). После 30 мин адаптации к условиям освещения испытуемый должен в течение 3 мин пристально смотреть на эту деталь.
В тот момент, когда испытуемый перестает ясно видеть деталь и когда она становится вновь хорошо различимой, он подает сигнал.

Это время фиксируется по секундомеру. После опыта подсчитывают сумму всех отрезков времени, когда деталь была ясно видна. Отношение общей длительности ясного различения предмета к общей длительности опыта (3 мин) и составляет показатель ясного видения. При достаточной освещенности отмечается небольшое снижение устойчивости ясного видения, при недостаточной - значительное. Освещенность в 200-300 лк приводит к снижению показателя ясного видения на 10-15 %, при 100 лк - на 26 %, при 75 лк - на 50 %, 50 лк - на 63 %.

Sa = (Sфn) / Sn,

3.7. Санитарно-гигиеническая оценка школьного спортивного
зала

Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь
для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и
безопасность занятий.Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству
детей, одновременно занимающихся в зале.

Эта цифра должна определяться
из расчета не менее 4 м2 площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения
на ученика.Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха
в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3
чистого воздуха.

Приток должен преобладать над вытяжкой.Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4
часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 % (нормируется
не более 0,1 %, оптимальная величина 0,03-0,04 %), содержание пыли резко
возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.

Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не
только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить
сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки
(фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при
открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего
эффекта.

Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее
может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами,
чтобы обеспечить 300 лк на поверхности пола и 100 лк - на баскетбольном
щите, сетке; 200 лк - на снарядах при занятиях гимнастикой.

Оно должно
быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму
независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать
оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы
необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.

Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками
для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление
потолочно-напольное.Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому
нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен
занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность).

Предлагаем ознакомиться  Калорифер водяной для приточной вентиляции размеры

Оптимальная влажность - 30-50 %, движение воздуха - 0,06-0,25 м/с (в
южных районах - 0,6 м/с), температура 15-17 °С в зависимости от климатической
зоны.Оборудование зала должно учитывать половозрастные особенности школьников,
быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием,
которое увеличивает травмоопасность занятий.

Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры
прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.Дополнительные сведения см. п. 4.5 "Санитарно-гигиенические требования
к устройству и содержанию мест занятий физкультурой и спортом в школе".

3.11. Контрольные вопросы по разделу

Цель: контроль знаний по теме, в том числе проработанной
самостоятельно. Контрольные вопросы:- цель санитарно-гигиенического обследования спортсооружений;- общие гигиенические требования к спортивным сооружениям, современные
нормативные документы;- классификация современных спортсооружений, их помещений;

преимущества
сооружений открытого типа;- гигиенические требования к планированию спортсооружений закрытого
типа;- гигиенические требования к размерам и пропускной способности спортсооружений;- гигиенические и санитарные требования к состоянию пола, стен, потолка;- гигиенические требования к микроклимату основных и вспомогательных
помещений;

- гигиеническое значение, требования и оценка естественного освещения
спортзалов;- гигиенические требования к искусственному освещению;- гигиеническое значение и требования к вентиляции спортсооружений (естественной
и искусственной);- гигиенические требования к отоплению, определение его достаточности
для залов;

- гигиеническая оценка оборудования;- гигиенические требования к участку размещения открытого спорт-сооружения;- требования к ориентации ядра и секторов стадиона, значение розы ветров;- гигиенические требования к покрытию футбольного поля, беговых дорожек,
легкоатлетических секторов;- роль воды и почвы для жизнедеятельности человека в быту и в спорте;

- физико-химический состав питьевой воды, нормирование по ГОСТу;- методы очистки и обеззараживания воды;- микробная оценка воды;- гигиенические требования к почве в условиях спортивной деятельности;- гигиеническое нормирование размеров, пропускной способности, микроклимата,
освещения, вентиляции, оборудования, спортивного зала школы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение,
1986. - С.146-163.2. Ключко Т.С. Летний оздоровительный лагерь и двигательная активность
детей // Физкультура в школе. - 2001, № 4. - С.52-56.3. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.114-143.4. Лаптев А.П.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector