Системы вентиляции и кондиционирования
Назад

Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

Опубликовано: 10.04.2020
Время на чтение: 29 мин
0
8
СодержаниеПоказать

Классификация воздуховодов

Человек не может не дышать. В частных домах и квартирах воздухообмен чаще всего обеспечивают вентиляционные короба на кухне и в санузлах; в общественных и производственных зданиях системы вентиляции существуют в обязательном порядке – с принудительной и естественной вентиляцией.

Мы приветствуем нашего уважаемого читателя и предлагаем его вниманию статью о том, что такое класс герметичности воздуховодов и почему герметичность так важна.

У приточной и вытяжной вентиляции при недостаточной герметичности падает производительность; вытяжная будет недостаточно эффективно удалять отработанный воздух, вредные и опасные вещества из рабочей зоны, что создает дискомфорт или опасность для здоровья человека. Кроме того, эти самые вредные и опасные вещества могут попадать в смежные помещения, по которым проходят трубопроводы.

При пожаре возможно попадание дыма и раскаленных газов в смежные помещения, что может создать дополнительные очаги возгорания и задымление помещений. При прохождении воздуховодов с теплыми газами через неотапливаемые помещения возможно выпадение конденсата и даже просачивание его в эти помещения. Неплотные воздуховоды требуют необоснованного увеличения мощности оборудования.

Поэтому контроль герметичности конструкций является очень важной составляющей контроля качества изготовления системы вентиляции.

Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

При классификации воздуховодов используют и отечественные и европейские нормативы.

В соответствии с европейскими нормативами по герметичности (воздухонепроницаемости) воздуховоды подразделяются на классы А,В,С.

Класс воздуховодов с самой низкой герметичностью – класс А. При давлении проходящего по трубам воздуха в 400 Па допустимые потери не должны составлять более 1,35 л/сек/м.

У воздуховодов класса В допустимые потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,45 л/сек/м.

Более высокая воздухонепроницаемость у систем класса С — потери при давлении 400 Па не должны составлять более 0,15 л/сек/м.

Воздуховоды подразделяются по плотности:

  • Класс П — плотные.
  • Класс Н — нормальные.

Воздуховоды класса П применяются:

  • В системах, оборудованных мощными вентиляторами, создающими давление не менее 1,4 МПа.
  • В системах, обслуживающих помещения категорий А и Б по пожаробезопасности (то есть в помещениях, относящихся к категории пожаро- и взрывоопасных).

Такие трубопроводы в обязательном порядке имеют замок в месте стыка двух секций, при монтаже обязательно применение уплотняющих материалов или герметика. Помимо общеобменной вентиляции и местных отсосов на вредных и опасных производствах, такой класс систем используется в системах дымоудаления.

Воздуховоды класса Н применяются для систем общеобменной и местной вентиляции в условиях, в которых не требуется удалять вредные продукты производства и к которым не предъявляются столь строгие требования к герметичности конструкций из оцинкованной стали и допускаются незначительные утечки. Сюда обычно входят все общеобменные системы удаления воздуха из жилых, общественных, офисных и большинства производственных помещений.

Определить степень герметизации воздуховодов без проверки невозможно. Такие проверки обязательно проводят при монтаже систем вентиляции:

  • Требующих высокой герметичности воздуховодов из оцинковки, особенно в пожаро- и взрывоопасных помещениях;
  • При скрытой прокладке вентиляционных коробов (скрытых за конструкциями, фальшстенами, иногда оборудованием, закрытых теплоизоляцией);
  • При сооружении уникальных объектов с массовым пребыванием людей, экспериментальных производств и объектов.

Самый простой способ проверки – визуальный осмотр системы, сверка соответствия конструкций чертежам, правильности монтажа и наличия уплотнений (или неплотностей, видимых визуально).

Более тщательная проверка проводится при помощи временно подсоединенного переносного вентилятора достаточной для проверки мощности. Закрывают все отверстия в коробах заглушками (и для притока, и для забора воздуха, и в местах неприсоединенных ответвлений). Проводят задымление воздуха и с помощью переносного вентилятора нагнетают задымленный воздух в вентсистему. Выявляют все места протечек визуально, инструментально измеряют расход воздуха и статическое давление в испытуемой системе.

Предварительно переносной вентилятор с присоединительным воздуховодом заглушают, включают вентилятор и также измеряют давление и расход воздуха через неплотности. Затем находят разницу расхода переносной вентсистемы и объединенных переносной и испытываемой вентсистем – и получают величину утечки.

Замеры производят несколько раз при различных давлениях в системе. Несколько значений давлений получают при частичном перекрытии всасывающего отверстия переносного вентилятора.

Полученные данные пересчитывают, и при недопустимых утечках дополнительно герметизируют стыки отдельных секций и других элементов системы. Испытание системы на герметичность проводят только квалифицированные специалисты с соответствующим оборудованием.

  • нормальные – коэффициент утечки 1,61 л/сек/м;
  • плотные – 0,53 л/сек/м. Нормальные воздуховоды используются в общеобменной приточной и вытяжной вентиляции, плотные – на транзитных участках систем вентиляции, в системах дымоудаления, аспирации (очистки воздуха на вредных производствах), в пневмотранспортерах зерна.

    В Европе требования более жесткие, воздуховоды делятся на три класса:

    Процесс герметизации

    О герметичности вентиляционной системы нужно позаботиться еще в процессе ее монтажа, после завершения монтажных работ проводятся испытания. Но воздухонепроницаемость, изначально соответствовавшая нормативным требованиям, может снижаться в процессе эксплуатации системы. В этом случае требуется вторичная герметизация. Приемы герметизации зависят от способа соединения воздуховодов и их сечения, имеют значение и характеристики рабочей среды – температура, наличие в воздухе паров агрессивных веществ.

    • уплотнение фланцевых соединений воздуховодов осуществляется в процессе монтажа, между фланцами закладывается уплотнитель в форме шнура, жгута, ленты или прокладка нужной формы и размера. Болты соединений проходят сквозь уплотнитель, в жестких уплотнителях и прокладках предварительно делаются отверстия, в асбестовом шнуре раздвигаются нити. В процессе герметизации нужно следить за тем, чтобы просвет воздуховода не перекрывался выступающим внутрь уплотнителем;
    • если температура рабочей среды в воздуховоде превышает 70 °С, используются термостойкие уплотнители, также может выполняться обварка воздуховодов по фланцу;
    • обычные фланцевые соединения рекомендуется не только уплотнять в процессе монтажа, но и выполнять послемонтажную обмазку стыка герметиком. Если используются так называемые еврофланцы (фланец из уголков и шинорейки), обмазочная герметизация не требуется, достаточно прокладки уплотнителя;
    • для герметизации бесфланцевых соединений воздуховодов, по которым движется воздух температурой до 40 °С, используется самоклеющаяся герметизирующая нетвердеющая лента из бутилкаучука, дублированная нетканым материалом. Лента клеится поверх стыка на тщательно очищенную сухую поверхность и тщательно прикатывается вручную или валиком, чтобы не образовывалось складок и пузырей. Во избежание вулканизации ленты поверхность не должна быть сильно нагрета;
    • воздуховоды круглого сечения с температурой рабочей среды до 60 °С герметизируются алюминиевым скотчем, им закрывается шов снаружи. Можно также применять термоусаживающиеся манжеты;
    • в соединениях бандажного типа используется невысыхающая герметизирующая мастика. Внутренняя полость соединения заполняется предварительно разогретым составом;
    • бесфланцевые соединения типа «стакан в стакан» можно герметизировать герметиком или мастикой. Их необходимо наносить на внешнюю поверхность более узкой трубы, тогда после соединения труб излишки выдавятся наружу. Если же нанести герметизирующий состав на внутреннюю поверхность трубы большего диаметра, он попадет внутрь воздуховода и перекроет его просвет. Уплотненное соединение можно дополнительно загерметизировать, заклеив сверху бутилкаучуковой лентой, или покрыть шов герметиком (ширина полосы до 1,5 см) и обмотать алюминиевым скотчем;
    • на сложных участках (соединения труб разного диаметра, стыки с выступающим сварным швом) применяются термоусаживающиеся полимерные муфты и манжеты. Они надеваются на одну из труб, а после их соединения закрывают место стыка. Нагретая манжета плотно обжимает неровную поверхность, а расплавленный клеевой состав заполняет микротрещины и щели.

    Материалы для герметизации воздуховодов

    Для герметизации воздуховодов используются уплотнители, прокладки из листовых материалов, ленты с клеевым слоем, которые можно использовать и в качестве межфальцевого уплотнителя, и для герметизации поверх стыка, скотч, термоусадочные манжеты и муфты (СТУМ, ЦРТ), обмазочные материалы (мастики, герметики).

    Обмазочные герметики и мастики:

    • герметик на основе полиакриловой дисперсии без силикона после отвердевания обеспечивает герметизацию в температурном диапазоне от -20 °С до 80 °С;
    • акриловый герметик «Акцент-128» с высокой адгезией к металлу, безусадочный, паронепроницаемый, вулканизируется после нанесения;
    • герметик-мастика для вентиляционных каналов;
    • невысыхающая мастика на основе бутилкаучука и этиленового каучука с добавками пластификаторов. Сохраняет эластичность после нанесения, может применяться для герметизации воздуховодов с температурой рабочей среды до 70 °С;
    • нетвердеющая и невысыхающая синтетическая мастика.

    Ленточные уплотнители фланцевых соединений:

    • асбестовый шнур термостоек и устойчив к вибрации, применяется для дымоудаляющих воздуховодов;
    • хризолитовая прядь – выдерживает рабочую температуру свыше 70 °С;
    • полимерный мастичный жгут диаметром 8-10 мм ПМЖ-1 и плоская лента 20х2 мм ПМЖ-2 отличаются высокой эластичностью и плотно прилегают к зеркалу фальца;
    • термоуплотнительная лента из графита отличается огнестойкостью, при пожаре вспучивается и не позволяет дыму просачиваться, выдерживает до 4 часов;
    • полимерная лента ПРК из-за высокой жесткости менее популярна, чем ПМЖ.

    Листовые материалы для изготовления прокладок:

    • пористая резина из твердых каучуков (существуют кислотостойкие, термостойкие и морозостойкие разновидности);
    • асбестовый картон, обладает теми же преимуществами, что и асбестовый шнур;
    • прокладочный пластикат на основе ПВХ выдерживает температуру до 70 °С.
    • ленты из бутилкаучука для герметизации фланцевых и бесфланцевых соединений (в основном используется лента с дублирующим нетканым слоем);
    • межфланцевая уплотнительная лента на основе вспененного полиэтилена с клеевым слоем для фланцевых соединений воздуховодов квадратного сечения;
    • термостойкая безасбестовая пенолента из стекловолокна с контактным клеем на основе акриловой дисперсии;
    • самоклеющаяся пенолента – уплотнитель шинорейки (еврофланца);
    • алюминиевый скотч, в том числе армированный и высокотемпературный. Изготавливается из алюминиевой фольги и акрилового, полиакрилового клея. Применяется для дополнительной или вторичной герметизации стыков воздуховодов поверх шва.

    Для обеспечения воздухонепроницаемости системы вентиляции, кондиционирования, дымоотведения необходимо использовать качественные соединительные элементы и герметизирующие материалы. Не менее важно правильно выполнять работы – соединение воздуховодов, установку уплотнителей, подготовку поверхности под нанесение мастики, герметика или намотку самоклеющейся ленты.

    Герметизация воздуховодной сети вентиляционных систем

    В последнее время при повышении стандартов качества, предъявляемым к системам вентиляции и их обслуживанию, все больше внимания уделяется такому критерию как герметичность или воздухонепроницаемость воздуховодов. Почему данный параметр является таким важным? Тому есть несколько причин. Во-первых, потеря герметичности воздуховода негативно сказывается на эффективности работы и сложности обслуживания вентиляционной системы. Современные санитарные нормы, закрепляющие требования к различным типам помещений, становятся все более строгими к объему притока свежего воздуха. Для увеличения этого объема необходимо свести к минимуму утечки из воздуховодов. Во-вторых, если потери воздуха не компенсируются производительностью системы, что обычно и происходит, то микроклимат помещения существенно ухудшается, а это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на самочувствии людей, находящихся в нем. В-третьих, уменьшение потерь воздушного потока, проходящего через систему вентиляции, позволяет сократить расходы на электроэнергию, которая обеспечивает работу ключевых агрегатов системы. Наконец, разгерметизация воздуховода может привести к непосредственным отрицательным последствиям, наступающим для самого вентилируемого помещения. Если участки воздуховода без теплоизоляции проходят через неотапливаемые или холодные помещения (подвал, чердак, склад и др.), то в них образуется конденсат, в результате чего вода, поступающая из щелей воздуховода, может затопить здание.

    Герметичность воздуховода измеряется с помощью коэффициента утечки, который отражает относительные потери воздушного потока в вентиляционной системе. Нормативы утечки закрепляются как российскими, так и европейскими стандартами. Российские СНиП определяют два класса утечки воздуховодов: нормальный (с коэффициентом 1,61 л/сек/м. при 400 Па) и плотный (с коэффициентом 0,53 л/сек/м. при 400 Па). Европейский стандарт Eurovent 2.2 выделяет три класса герметичности: A, B и C. Самый высокий класс С характеризует воздуховоды с самым низким коэффициентом утечки (0,15 л/сек/м. при 400 Па), воздухонепроницаемость оборудования класса В в три раза ниже, а класса А – в девять. Таким образом, российский класс П (плотный) располагается между средним и самым низким европейскими классами, а показали утечки нормального класса хуже, чем у европейского класса А. На сегодняшний день многие российские производители также переходят на выпуск оборудования, соответствующего европейским стандартам качества, которые являются гарантом его воздухонепроницаемости.

    В целом, вопрос герметичности воздуховодов должен быть решен еще на стадии установки оборудования. Высокая воздухонепроницаемость достигается за счет качественного монтажа и правильного выбора воздуховода. Еще в советские времена была разработана Инструкция по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85, которая детально описывает требования, предъявляемые к производству различных работ по герметизации воздуховодов. В данной инструкции перечислены основные факторы, которые необходимо учесть для обеспечения воздухонепроницаемости вентиляционного оборудования, к ним относятся:

    • контроль качества изготовления соединительных частей (фланцев, бандажей, реек и т.п.)
    • соблюдение соосности и параллельности торцов соединяемых частей
    • правильность укладки уплотнительных материалов
    • равномерность затяжки болтов
    • качество очистки поверхности воздуховода перед герметизацией
    • качество герметизирующего состава и его нанесение на поверхность
    • плотность прилегания герметизирующих составов к поверхности воздуховода.

    Специалисты отмечают, что на стадии проектирования и монтажа вентиляционной системы для обеспечения герметичности воздуховодов необходимо сделать проектные запасы, которые должны быть заложены в сечение начальных и длинных участков воздуховодной сети. Что касается выбора оборудования, то здесь обычно отмечается, что целесообразно использовать воздуховоды круглого сечения, так как их воздунепроницаемость выше, чем у оборудования с прямоугольным сечением. Это объясняется тем, что соединение двух воздуховодов круглого сечения проще и требует использования только одного фитинга. Также их монтаж экономичнее по сравнению с установкой воздуховодов с прямоугольным сечением, так как подлежащий уплотнению в целях герметизации периметр оказывается меньше у круглых воздуховодов. Для соединения воздуховодов рекомендуется использовать фитигни с резиновым уплотнением, специально спроектированные и изготовленные из прочного и износоустойчивого каучука, которые позволяют обойтись при монтаже без обработки швов герметиками, имеющими свойство терять со временем сои эксплуатационные характеристики.

    В соответствии со СНиП 3.05.01-85 герметичность воздуховода обязательно проверяется при индивидуальных испытаниях после монтажа системы, однако нарушение воздухонепроницаемости может произойти в процессе эксплуатации оборудования. В таких случаях необходимо проводить дополнительную специальную проверку, которая является сложным мероприятием, зачастую требующим выполнения монтажных работ. Такую проверку рекомендуется проводить методом аэродинамических испытаний по ГОСТу 12.3.018-79, который устанавливает способы измерения расходов воздуха и потерь давления. Испытания проводятся с помощью переносного вентилятора; использование для этих целей штатного вентилятора нежелательно, однако, в очень редких случаях допустимо. Для проведения аэродинамических испытаний также требуется ряд приборов: анемометры, барометры, манометры или дифманометры, тягомеры, приемники давления и др. Работы по проверке герметичности воздуховодов проводятся в несколько этапов:

    1. установка заглушек во всех выходах и входах со стороны вентилятора или межфланцевых заглушек
    2. создание более высокого давления, чем обычное и испытательное
    3. замер расхода воздуха на компенсацию утечек при заданном давлении и сравнение с нормативами утечки
    4. герметизация сети в случае отклонения от норматива, повторные испытания
    Предлагаем ознакомиться  Достоинства и недостатки водосточной трубы из оцинкованной стали

    Что же делать, если в процессе эксплуатации вентиляционного оборудования утечка воздуха стала увеличиваться? Для вторичной герметизации воздуховодов используются различные средства, обычно ими являются специальные ленты, например, «Герлен», герметики и герметизирующие мастики, которые должны обладать высокой адгезией и плотностью прилегания к поверхности воздуховода. Чаще всего для этих целей используются силиконовые герметики, однако, с ними может возникнуть ряд сложностей, так как их нужно наносить на абсолютно сухую поверхность и часто с добавлением «подслоев». Несмотря на это, на сегодняшний день силиконовые герметики остаются наиболее популярным средством для герметизации воздуховодов, так как они обладают рядом важных качеств: влагоустойчивостью, эластичностью, стойкостью к механическим повреждениям и воздействую ультрафиолета, морозоустойчивостью, прочностью и хорошей адгезией к большинству материалов.

    Герметики для воздуховодов

    Все, кто сталкивался с системами вентиляции или кондиционирования, знают какую важную роль играет герметизация воздуховодов. Поэтому к герметизации стыков подходят со всей ответственностью. Давайте же рассмотрим какой герметик лучше для монтажа воздуховодов. Итак, начнем…

    Виды герметиков

    Асбестовый шнур

    Зачастую герметик используют для уплотнения соединений дымоудаляющих воздуховодов. Его применяют для герметизации, если температура плоскостей до 400 °С. Используют шнуры толщиной от 0,7 мм до 32 мм. Для уплотнения отрезают кусочек шнура и укладывают его на фланец. Затем через уплотнитель пропускают болты так, что их с двух сторон огибают нити. Этот вид герметика способствует повышенной виброустойчивости, температурной работоспособности. Для продления срока годности рекомендуется хранить асбестовый шнур в сухом месте.

    Пористая резина

    Этот герметик применяется для воздуховодов, внутри которых перемещается пыль и отходы при температуре 42-70° С. Изготовленная из твердых каучуков, она владеет высокими амортизационными и герметизирующими свойствами. Прокладку из пористой резины делают на месте монтажа. Из нее вырезается кольцо или рамка необходимого размера. После чего в ней пробивают отверстия для болтов и укладывают между фланцами. При этом плоскость фланца должна быть очищена от ржавчины. В вентиляционных работах используется кислотостойкая, морозостойкая и теплостойкая резины. Кислотостойкая резина отлично противостоит влиянию кислот и щелочей. Теплостойкая резина, в ее состав входит асбест, сберегает свои свойства в воздушной среде при температуре до 90°С.

    Полимерный мастичный жгут ( ПМЖ-1)

    Изготавливается из полиизобутилена, битума нефтяного, парафина, асбеста и нейтрального масла; диаметром от 8 до 10 мм. Этот уплотнитель очень эластичный, что позволяет ему очень плотно прилегать к зеркалу фланца. Хранится намотанным в катушки и пересыпан тальком.ПМЖ-2 применяют чаще нежели ПМЖ-1. Имеет вид плоской ленты 20мм в ширину и толщиной 2 мм. Лента создает очень надежное герметическое соединение.

    Лента термоуплотнительная

    Относится к огнестойким герметикам. Применяется для уплотнения фланцевых соединений воздуховодов и является одним из лучших уплотнителей. Лента сделана из графита. При возникновении пожара, уплотнитель вспучивается, тем самым проявляя свои огнестойкие качества. Она не дает попасть дыму в смежные комнаты в течении 4 часов. Это очень хороший показатель.

    ПКР — Материал полимерного типа выпускается в виде ленты, толщиной до 6 мм и шириной до 50 мм. Ленту размещают на зеркале фланца, пронзают отверстия под соединительные болты и затягивают. Недостатком данного герметика является большая жесткость, из-за чего отверстия под болты приходится прокалывать с помощью бородка.

    Термоусаживающиеся манжеты. Изготовляются из полимеров. Производятся изделия диаметром 130-355 мм. Применяются в температурном диапазоне – 40°С – 60°С.

    Невысыхающий состав, используемый при соединениях бандажного типа в круглых воздуховодах, по которым проходит воздушный поток, прогретый до 70°С. Чтоб обеспечить герметичность бандажного соединения, с внутренней стороны бандаж заполняют герметизирующей мастикой«Бутэпрол». Этот герметик являет собой однородную массу из бутилкаучука, этиленового каучука, наполнителей и пластификаторов. При нанесении герметика его необходимо разогреть. Мастика сохраняет свои свойства при температуре от -50 до 70°С.

    Нетвердеющая плоская лента. Производится из материала нетканого типа. Герметик применяется при фланцевом соединении при температуре не выше 40°С. Выпускается в виде ленты длиной 12 м при ширине 80-200 мм.

    Говоря о лентах типа «Герлен» нельзя не добавить, что частому использованию для монтажа уплотнителей или в качестве уплотнителя непосредственно часто используют алюминиевый монтажный скотч.

    Синтетическая мастика, которая не высыхает и не твердеет. Хорошо подходит для герметизации оборудования вентиляционных систем.

    Прокладочный пластикат

    Прокладочный пластикат изготовляют из поливинилхлорида и применяют как герметизирующий материал. Пластикат выдерживает температуру от —30 до 70° С.

    Асбестовый картон

    Асбестовый картон выпускается в виде листов размерами от 900 X 900 до 1000 X 1000 мм, толщиной от 2 до б мм. Листы картона должны быть ровными, не иметь трещин, вдавленных мест и посторонних механических включений. Прокладки из этого герметика для фланцевых соединений изготовляют аналогично изготовлению прокладок из листа резины.

    Контроль качества работ по герметизации воздуховодов

    Для обеспечения необходимого качества герметизации зазоров в швах соединений и других местах воздуховодов путем поверхностного нанесения герметиков необходимо контролировать:

    • качество очистки поверхности воздуховода перед герметизацией;
    • качество герметизирующего состава и его нанесение на поверхность;
    • плотность прилегания герметизирующих составов к поверхности воздуховода.

    Прокладки между фланцами не должны выступать внутрь воздуховодов.

    Эффективная эксплуатация воздуховода подразумевает качественную герметизацию. Надежную герметизацию воздуховодов обеспечивает: качественная очистка воздуховода (см. статью Очистка вентиляции) перед герметизацией, высокая адгезия герметизирующего состава и плотность его прилегания к поверхности воздуховода.

  • Классификация воздуховодов

    • компактность, для монтажа требуется небольшая площадь;
    • отпадает необходимость покупки соединительных элементов;
    • низкий уровень шума и вибрации;
    • малозатратность в отношении электроснабжения.

    Воздуховоды прямоугольного типа используются чаще всего в жилых помещениях. Одним из преимуществ является лёгкость маскировки их отделочными материалами. Они также занимают минимум полезной площади, так как благодаря форме плотно прилегают к стенам. Обладают отличной пропускной способностью.

    Каждый тип воздуховодов требует предварительных расчётов по аэродинамике. Этот процесс позволит повысить качество функционирования. Определяются следующие параметры:

    • сечение труб;
    • объём воздуха.

    Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

    Первоначально необходимо определиться с габаритами помещения и степенью необходимого воздухообмена для него. Монтаж системы выполняется двумя способами: внутренним и наружным.

    Кроме этого, разделяют системы на жёсткие и гибкие виды. Гибкими монтируются конструкции круглого типа и устанавливаются в условиях наличия большого количества разветвлений. Изготавливаются из алюминиевой фольги. Такие трубы легко подсоединяются к основным стационарным элементам.

    Пластиковые прямоугольные вентиляционные каналы

    Воздуховоды можно фиксировать к потолку, стенам и потолочным фермам (наиболее распространенные варианты). Оси воздуховодов прокладываются параллельно плоскостям строительных конструкций, при этом минимальные расстояния между объектами должны составлять:

    1. Расстояние от поверхности воздуховода с круглым сечением до потолка должно составлять не менее 100 мм, до стен и иных строительных конструкций — не менее 50 мм.
    2. Минимальное расстояние между круглым воздушным каналом и магистралями инженерных систем (ХВС, ГВС, газовые трубы, водоотведение) должно составлять не менее 250 мм.
    3. Минимальное расстояние между двумя воздуховодами круглого сечения – не менее 250 мм.
    4. Минимальное расстояние от поверхности воздуховода любого типа до электропроводки – 300 мм.
    5. Расстояние между прямоугольным каналом и строительными конструкциями, другими каналами, а также трубопроводами должно составлять: не менее 100 мм для каналов шириной 100-400 мм, от 200 мм для каналов шириной 400-800 мм и от 400 мм для коробов шириной 800-1500 мм.
    6. Любые соединения воздуховодов должны располагаться на расстоянии не менее метра от плоскости прохождения сквозь строительные конструкции.

    Правила по монтажу воздуховодов

    Монтаж гибких пластиковых воздуховодных каналов производится в несколько шагов:

    1. Сначала делается разметка всей линии вентиляционной магистрали.
    2. Вдоль траектории прохода вентканалов устанавливаются крепления на расстоянии не более 40 см друг от друга.
    3. На креплениях фиксируются хомуты, в которые будут помещены элементы воздухопровода.
    4. Измерение необходимой длины и нарезка фрагментов воздуховода.
    5. Установка отдельных элементов вентиляционной системы с фиксацией их между собой при помощи фитингов и прочих доборных деталей.
    6. При необходимости производится монтаж отводов от общего вентканала в соседние комнаты.
    1. Монтаж гибких и полугибких воздуховодов осуществляется при полном растяжении.
    2. Воздушный рукав не должен провисать ни на одном участке – на каждом прогибе теряется давление.
    3. Заземление воздуховода – в обязательном порядке: в процессе эксплуатации в линии накапливается статическое электричество.
    4. При работе вентиляционной системы воздух в каналах движется по спирали (аэродинамика), это нужно учесть при проектировании и монтаже.
    5. На вертикальных участках магистрали длиной более 2 этажей нельзя использовать гибкие воздуховоды.
    6. В помещениях ниже уровня земли (подвальные, цокольные этажи), при контакте с землей, в бетонных конструкциях, проходящих через напольные/потолочные перекрытия – только жесткие воздуховоды.Соединение оцинкованных воздуховодов между собой
    7. Если воздуховод получил повреждения при монтаже – его следует заменить. Это же касается наружного теплоизоляционного покрытия.
    8. При прохождении сквозь стены необходимо использовать переходники и металлические гильзы.
    9. При резком повороте аэродинамические свойства трубы снижаются, радиус поворота должен быть не меньше, чем два диаметра воздуховода.

    Для того чтобы монтаж был правильным и качественным, стоит учитывать немало вопросов и соблюдать определенный порядок работы.

    Схема вытяжного воздуховода.

    1. Следите, чтобы на воздуховоде не было провесов и прогибов, а когда смонтируете его, проверьте, чтобы растяжка была по максимуму, иначе будет потеряно очень много давления.
    2. Во время монтажа нужно позаботиться о заземлении воздуховода, ведь когда потоки воздуха, наполненные органическими растворителями, перемещаются по конструкции, это способствует накапливанию статического электричества.
    3. Учтите, что воздух должен двигаться в правильном направлении, «по спирали».
    4. Следите внимательно за тем, чтобы воздуховод никак не повредился при монтаже. Этому могут поспособствовать осветительная арматура и потолочные конструкции. А когда делаете прохождение сквозь стены, вам просто не обойтись без переходников и металлических гильз. Если все-таки не удалось перестраховаться, то, конечно, от испорченного воздуховода надо избавляться и брать новый. Также в замене будет нуждаться и поврежденное наружное покрытие (если говорить о теплоизолированном воздуховоде), так как либо возникнет утечка воздуха, либо начнет падать плотность пара.
    5. Если ваш изгиб имеет небольшой радиус, то это повлияет на то, что давление будет падать. Поэтому нужно увеличить радиус изгиба как можно больше. По аэродинамическим расчетам он должен равняться числу, которое составляет диаметр воздуховода, умноженное на 2.

    Заземление воздуховода.

    Вторым этапом работы станет резка. Для этого вам понадобится произвести растяжку воздуховода по максимуму и при этом рассчитать, чтобы по длине в смонтированном состоянии он нигде не прогибался. Теперь отмеряйте ту длину, которая требуется вам, и поставьте на воздуховоде метку (с помощью мягкого маркера).

    Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

    Если вы имеете дело с неизолированным воздуховодом, можете его разрезать (для этого понадобится острый нож либо ножницы) прямо по спирали. Перережьте проволоку кусачками. А если у вас он изолированный, то сначала придется взрезать наружный рукав. Именно здесь вам понадобятся ножницы и перчатки.

    Чтобы правильно сделать соединения, нужно на патрубок (50 мм и не меньше) или на фланец вентиляционной решетки надеть часть воздуховода, которую вы отрезали. При этом не забывайте, что воздуху нужно двигаться «по спирали». Само соединение герметизируется герметиком или специальной лентой (алюминиевой).

    Процесс монтажа, если вы используете воздуховоды теплоизолированные, происходит в том же порядке. Стоит только добавить, что необходимо отдельно отвернуть изоляционное покрытие и произвести герметизацию соединения, а потом вернуть покрытие на свое место. После этого идет прикрепление наружной оболочки.

    Для этого несколько раз нужно обернуть вокруг воздуховода слои алюминиевой ленты. Проверьте, достаточно ли хорошо загерметизирован воздуховод по концам. Потом нужно использовать хомуты, чтобы произвести скрепление между наружной оболочкой и внутренним воздуховодом (возможно использование и металлических, и нейлоновых видов).

    Принципиальная схема конструкции воздуховода из оцинкованной стали на фланцевых соединениях.

    Когда вы имеете дело с воздуховодами звукоизолированного типа, нужно учесть, что воздуховод на патрубке должен быть одет на всю его длину, для того чтобы добиться максимального шумопоглощения.

    Потом произведите герметизацию, используя ленту, при этом прикрепляя к слою внутри полиэфирный разделитель, а в конце закрепите хомутом. Ведь очень важно, чтобы сохранялась полная непроницаемость воздуха. А если герметизация будет выполнена некачественно, вскоре возникнут не только нежелательные шумы, но и просачивание воздуха.

    Будьте особенно внимательны, когда монтаж производится к арматуре или к каналу. Используйте монтажные хомуты, избегайте того, чтобы соединения были очень резкими.

    Очень осторожно нужно проводить установку, если рядом есть другие оборудования, содержащие высокую температуру. Нельзя допускать точек соприкосновения воздуховода и труб центрального отопления, также избегайте тесного соседства воздуховодов, изготовленных из разных металлов.

    Монтаж гибких воздуховодов

    Проверяйте точки подвески: нельзя допустить провис больше чем на 50 мм/м между крепежами в двух местах. А само расстояние от одного крепежа до другого должно быть в пределах 1,5-3 м (смотря какой тип воздуховода вы выбрали). Если существует использование вертикальной подвески, то следите, чтобы стабилизирующие крепежные хомуты находились на дистанции в пределах 1-1,8 м.

    В случае, когда высота вертикальной колонны системы распределения воздуха больше 2 этажей, нельзя использовать гибкие воздуховоды. То же касается и мест, которые ниже уровня земли, где есть контакт с землей, в бетонных конструкциях и установках, проходящих через пол.

    Внимательно отнеситесь к требованиям огнестойкости воздуховодов в процессе монтажа. То же следует отметить и о системах, где повышенная температура. Тщательно изучите технические характеристики изделия, чтобы знать его максимально допустимую температуру. В целом монтаж следует производить так, чтобы от мест, где есть переизбыток тепла, было допустимое расстояние.

    Использование воздуховода в вентиляции кухни.

    До приобретения и установки конструкций воздуховодов стоит сначала разработать проект на сам монтаж, собрать всю необходимую документацию с разрешениями. Если же монтаж будет производиться в жилом доме, то нужно собрать подписи всех его жильцов с согласием в письменном виде. И помните, что у качественного воздуховода должны быть следующие свойства:

    • сопротивление высоким температурам;
    • шумоизоляция;
    • теплоизоляция;
    • пароизоляция;
    • он должен быть изготовлен из надежных материалов.

    Перед монтажом нужно, чтобы самым внимательным образом была изучена инструкция. В ней вы найдете всю необходимую информацию, касающуюся технических характеристик и применения изделия.

    Сама сфера, в которой могут применяться и использоваться гибкие воздуховоды (со всей необходимой установкой), имеет определенные ограничения посредством специальных правил, стандартов и национальных нормативов.

    Предлагаем ознакомиться  Как соединить вытяжку с воздуховодом

    Существует колоссальная разница между монтажом пластиковой домашней вентиляции и установкой массивного промышленного воздуховода – высотные работы всегда отличались высокой степенью риска. Однако учитывая, что на производственных объектах вентиляцию устанавливают профессиональные альпинисты, мы предупреждаем вас о тех недоразумениях, которые могут произойти дома.

    • Небольшая высота остается травмоопасной – выбирайте для работы надежные леса и подмости. Крайне не рекомендуется работать с лестницы или стремянки без страховки.
    • Работа с теплоизоляцией – исключительно в перчатках, желательно – в очках. Для резки используем самый острый нож или ножницы из тех, что есть в наличии – чтобы волокно не мочалилось и не разлеталось по помещению.
    • Если минеральная вата все же попала в глаза, их следует тщательно промыть большим количеством воды и обратиться к офтальмологу. Первый симптом – зуд.

    Если соблюдать эти несложные правила, вы быстро и легко установите дома систему воздуховодов любого уровня сложности.

    Герметизация воздуховодов вентиляции практические советы

    круглые воздуховоды

    Для выполнения герметизации отдельных квадратных и прямоугольных секций с фланцевыми (наиболее часто встречающимися) соединениями применяют прокладки или специальные составы. Фланцы скручивают болтами с гайками и зажимают прокладку.

    Реже встречаются бандажные, муфтовые, ниппельные и раструбные соединения (обычно на круглых трубопроводах). Их обычно уплотняют специальными лентами и жидкими герметиками или невысыхающими мастиками.

    Для герметизации фланцев применяют следующие виды уплотнителей:

    • Асбестовый шнур.
    • Хризолитовая нить.
    • Резина.
    • Картон из асбеста.
    • Акриловые мастики и герметики.
    • Огнеупорные мастики и герметики.
    • Термоуплотнительную ленту.
    • пластикат ПВХ.

    Для всех прочих видов соединений применяют специальную ленту, мастику, герметики, иногда проклеивают стыки алюминиевым скотчем.

    Для надежности всегда следует применять два вида герметиков – если один будет разрушаться – второй будет герметизировать стык.

    Воздуховоды, используемые в системах вентиляции, кондиционирования, дымоудаления, аспирации и пневмотранспорте, нуждаются в качественном монтаже и герметизации. Утечка воздуха, возникающая в результате неправильно или плохо собранных и уплотненных соединений, сводит на нет саму суть работы воздуховодов, они становятся бесполезными и небезопасными.

    Правила монтажа и герметизации этих систем были приняты еще в Советском Союзе и подробно расписаны в Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85. С тех пор изменилось многое, в том числе появились новые современные герметизирующие материалы. Однако принципы остались прежними. Разберем их, повторим, узнаем, какие герметики допустимы до уплотнения соединений воздуховодов сегодня.

    Метод герметизации, выбор герметика, регламент проведения испытательных работ — все это прописывают в проектной документации до начала монтажа воздуховода. Согласно проекту, герметизация проводится в процессе или сразу после монтажа, в зависимости от вида соединений.

    Существует критерий герметичности воздуховода — это коэффициент утечки воздуха. Он показывает, сколько литров воздуха теряется за секунду на одном погонном метре трубопровода при определенном давлении. По коэффициенту утечки воздуховоды делятся на нормальные и плотные. Для нормальных допустима цифра 1,61 л/сек/м; для плотных 0,53 л/сек/м.

    Следует отметить, что параметры допустимой утечки в российской практике достаточно лояльны. Европейские стандарты жестче и делят воздуховод уже на три класса: А,В,С. А — 1,35 л/сек/м; В – 0,45 л/сек/м; С – 0,15 л/сек/м. При этом строго регламентируется сфера применения воздуховода определенного класса.

    При выборе способа герметизации и герметика для воздуховода учитывают следующие параметры:

    • Сфера применения воздуховода (жилое помещение, производство, пневмотранспорт, шахта и т.д.)
    • Место установки (открытая местность, подземное расположение, помещение)
    • Характеристики трубопровода (материал труб, диаметр, сечение)
    • Характеристики транспортируемой среды (давление, температура воздуха, наличие агрессивных примесей)
    • Допуск герметика по нормативной документации
    • Тип соединения
    • Ремонтопригодность участка
    • Бюджет и скорость герметизации системы

    Для обеспечения воздухонепроницаемости системы воздуховодов необходимо провести контроль качества работ и материалов.

    Этот важнейший этап сборки трубопровода включает:

    • Проверку на прочность и отсутствие дефектов соединительных частей (фланцев, муфт, бандажей, ниппелей, шин)
    • Проверку на безопасность, соответствие транспортируемой среде, материалу труб, герметиков (прокладок, мастик, силиконовых, анаэробных, акриловых герметиков, уплотнительных лент и шнуров)
    • Контроль качества крепежных элементов
    • Правильность нанесения герметизирующего материала
    • Правильность сборки соединения

    Согласно Инструкции по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85, процесс герметизации воздуховода состоит из следующих операций:

    • Очистка поверхности перед нанесением герметика
    • Приготовление герметика
    • Нанесение герметизирующего состава
    • Герметизация соединения, куда входит сборка соединения, юстировка, удаление излишков, очистка соединения, проверка герметичности, испытательные работы

    Большую роль в надежности отдельно взятого соединения и системы в целом играет человеческий фактор. Именно поэтому персонал, осуществляющий сборку и герметизацию воздуховода, должен быть профессионально обучен и соблюдать технику безопасности работ с герметизирующими материалами. Кроме того, помещение, где проводятся работы, должно соответствовать санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.

    После окончания герметизации, согласно СНиП 3.05.01-85, воздуховод проверяется на возможные утечки воздуха. Для этого проводятся испытательные работы аэродинамическим методом.

    Испытания проводятся при избыточном давлении в системе с помощью измерительной и контрольной аппаратуры: барометров, манометров, анемометров, дифманометров, тягомеров и др. Утечки могут произойти и в процессе эксплуатации системы, когда она уже запущена и успешно работает какое-то время. Если информация о предполагаемых утечках поступила, участок трубопровода тестируют с помощью переносного вентилятора и контрольно-измерительной аппаратуры. Мобильная техника позволяет быстро определить, в каком соединении есть утечка (и есть ли вообще) без отключения системы.

    виды пластиковых воздуховодов

    Воспользуйтесь нашими уплотнительными материалами собственного производства, при герметизации воздуховодов.

    В герметизации нуждаются не только стыки конструктивных элементов постройки, но и некоторые инженерные коммуникации. В частности, вентиляционная система эффективно функционирует, только если обеспечена воздухонепроницаемость воздуховодов. Если они недостаточно герметичны, приток свежего воздуха в помещение уменьшается из-за утечек.

    О герметичности вентиляционной системы нужно позаботиться еще в процессе ее монтажа, после завершения монтажных работ проводятся испытания. Но воздухонепроницаемость, изначально соответствовавшая нормативным требованиям, может снижаться в процессе эксплуатации системы. В этом случае требуется вторичная герметизация.

    • уплотнение фланцевых соединений воздуховодов осуществляется в процессе монтажа, между фланцами закладывается уплотнитель в форме шнура, жгута, ленты или прокладка нужной формы и размера. Болты соединений проходят сквозь уплотнитель, в жестких уплотнителях и прокладках предварительно делаются отверстия, в асбестовом шнуре раздвигаются нити. В процессе герметизации нужно следить за тем, чтобы просвет воздуховода не перекрывался выступающим внутрь уплотнителем;
    • если температура рабочей среды в воздуховоде превышает 70 °С, используются термостойкие уплотнители, также может выполняться обварка воздуховодов по фланцу;
    • обычные фланцевые соединения рекомендуется не только уплотнять в процессе монтажа, но и выполнять послемонтажную обмазку стыка герметиком. Если используются так называемые еврофланцы (фланец из уголков и шинорейки), обмазочная герметизация не требуется, достаточно прокладки уплотнителя;
    • для герметизации бесфланцевых соединений воздуховодов, по которым движется воздух температурой до 40 °С, используется самоклеющаяся герметизирующая нетвердеющая лента из бутилкаучука, дублированная нетканым материалом. Лента клеится поверх стыка на тщательно очищенную сухую поверхность и тщательно прикатывается вручную или валиком, чтобы не образовывалось складок и пузырей. Во избежание вулканизации ленты поверхность не должна быть сильно нагрета;
    • воздуховоды круглого сечения с температурой рабочей среды до 60 °С герметизируются алюминиевым скотчем, им закрывается шов снаружи. Можно также применять термоусаживающиеся манжеты;
    • в соединениях бандажного типа используется невысыхающая герметизирующая мастика. Внутренняя полость соединения заполняется предварительно разогретым составом;
    • бесфланцевые соединения типа «стакан в стакан» можно герметизировать герметиком или мастикой. Их необходимо наносить на внешнюю поверхность более узкой трубы, тогда после соединения труб излишки выдавятся наружу. Если же нанести герметизирующий состав на внутреннюю поверхность трубы большего диаметра, он попадет внутрь воздуховода и перекроет его просвет. Уплотненное соединение можно дополнительно загерметизировать, заклеив сверху бутилкаучуковой лентой, или покрыть шов герметиком (ширина полосы до 1,5 см) и обмотать алюминиевым скотчем;
    • на сложных участках (соединения труб разного диаметра, стыки с выступающим сварным швом) применяются термоусаживающиеся полимерные муфты и манжеты. Они надеваются на одну из труб, а после их соединения закрывают место стыка. Нагретая манжета плотно обжимает неровную поверхность, а расплавленный клеевой состав заполняет микротрещины и щели.

    Для герметизации воздуховодов используются уплотнители, прокладки из листовых материалов, ленты с клеевым слоем, которые можно использовать и в качестве межфальцевого уплотнителя, и для герметизации поверх стыка, скотч, термоусадочные манжеты и муфты (СТУМ, ЦРТ), обмазочные материалы (мастики, герметики).

    Обмазочные герметики и мастики:

    • герметик на основе полиакриловой дисперсии без силикона после отвердевания обеспечивает герметизацию в температурном диапазоне от -20 °С до 80 °С;
    • акриловый герметик «Акцент-128» с высокой адгезией к металлу, безусадочный, паронепроницаемый, вулканизируется после нанесения;
    • герметик-мастика для вентиляционных каналов;
    • невысыхающая мастика на основе бутилкаучука и этиленового каучука с добавками пластификаторов. Сохраняет эластичность после нанесения, может применяться для герметизации воздуховодов с температурой рабочей среды до 70 °С;
    • нетвердеющая и невысыхающая синтетическая мастика.
    • качество очистки поверхности воздуховода перед герметизацией;
    • качество герметизирующего состава и его нанесение на поверхность;
    • плотность прилегания герметизирующих составов к поверхности воздуховода.

    Способы стыковки воздуховодов

    Способы соединения деталей воздуховода можно разделить на сварные и фальцевые. Для сварного стыка необходима достаточная толщина стали или алюминия от 1,5 мм. Тонкостенные вентиляционные трубы соединяют, применяя фальцовку.

    Фальцевые соединения бывают нескольких конфигураций. Наиболее используемые:

    • на простом фальце;
    • на фальце с защелкой;
    • на фальце с отбортовкой;
    • на соединительной планке;
    • на поперечном фальце;
    • встык;
    • внахлестку;
    • угловые.

    Кроме сварных и фальцевых используют соединения:

    • на фланцах;
    • с помощью муфты или ниппеля;
    • в раструб;
    • при помощи шины;
    • на бандаже.

    Трубы для вентиляционных систем (независимо от их конструкции и сечения) соединяют при помощи специально изготовленных фланцев. Детали крепят на трубы при помощи точечной сварки или сплошного сварного шва. Между собой фланцы соединяют креплениями: заклепками или болтами с гайками. В случае использования крепежных болтов их располагают все на одну сторону.

    На практике, часто используют точечную сварку для соединения фланцев между собой. Это может грозить быстрой разгерметизацией системы из-за коррозии металла в будущем. Для придания дополнительной защиты сварному соединению, фланцы рекомендуется тщательно прокрашивать. Сварка считается быстрым и недорогим способом монтажа вентиляционных труб.

    Для придания герметичности соединению на стальных фланцах между ними укладывают уплотнительную прокладку. Какие материалы разрешено использовать для герметизации стыков воздуховодов, официально изложено в СНиП -85.

    Фланцевое соединение воздуховодов является универсальным, надежным способом. Однако изготовление дополнительных деталей обходится дорого, а процесс сборки является трудоемким. Такие соединения используют при монтаже плотных воздуховодов, с высоким уровнем требований.

    Не менее распространенный способ соединения труб вентиляционных коммуникаций – оформление стыка муфтой или ниппелем.

    Муфта (или внешний ниппель) представляет собой дополнительный отрезок трубы, диаметр которого чуть превышает диаметр основного трубопровода. Муфтой закрывают место стыка, одевая ее на трубопровод. Для герметизации все стыки промазывают специальным составом (герметиком), который подбирают в зависимости от предстоящих условий эксплуатации. Есть муфты, которые идут в комплекте с уплотняющей прокладкой. При монтаже таких муфт герметиком не пользуются.

    Ниппель представляет собой отрезок трубы, меньшего диаметра, чем основной трубопровод. Его вставляют на место стыка изнутри. Здесь для герметизации используют специальную алюминиевую ленту.

    Соединение воздуховодов между собой с использованием ниппеля получило большее распространение на круглых конструкциях. На прямоугольных сечениях их применяют реже.

    Данный тип соединения воздуховодов применяется только для труб с круглым сечением. Для осуществления соединения в раструб на одном конце трубы должен быть расширяющейся участок или вся конструкция должна иметь форму конуса. Трубы вставляют друг в друга, не закрепляя их дополнительно. Для герметизации используется уплотнительная прокладка либо пластичный герметик. Наибольшее распространение соединение в раструб получило при монтаже сэндвич-дымоходов и бытовой вытяжки на естественной тяге.

    Еврошина

    Для соединения деталей прямоугольных воздуховодов производят специальные шины. Эти детали похожи на соединительные фланцы для прямоугольных труб, которые разобраны на запчасти. Деталь представляет собой отрезок металлического оцинкованного профиля, который напоминает букву Г. Удлиненная сторона имеет размер от 20 до 30 мм. Шина идет в комплекте с уплотнителем и специальными уголками.

    Шиной соединяют воздуховоды, которые используются для транспортировки не горячих, химически инертных воздушных масс.

    Бандаж

    Стыковка деталей воздуховода при помощи установки бандажа применяется на химических производствах. Это соединение высокой надежности. Однако использовать его для бытовых коммуникаций экономически невыгодно, поскольку изготовление самого бандажа процесс дорогостоящий.

    Бандаж устанавливают поверх места стыковки трубопровода. Предварительно проводят отбортовку соединяемых торцов. Пространство бандажа заполняют герметизирующими материалами – теплоизоляционной или химически устойчивой мастикой.

    Герметизация воздуховодной сети вентиляционных систем

    При изготовлении воздуховодов основную сложность представляют соединительные элементы. Фланцы приходится крепить с помощью сварки, развальцовки или иными методами. При стыковке внахлест необходимо обеспечивать соответствие диаметров, что создает определенную сложность в монтаже. Фальцевые воздуховоды также требуют включения в технологическую цепочку дополнительных операций, использования оборудования.

    Ниппельные соединения представляют собой способ стыкования отдельных участков воздушного канала путем установки короткого патрубка меньшего или большего диаметра, плотно вставленного (или одетого) в оба отрезка трубы. Толщина металла, использованного для изготовления элемента, соответствуют параметрам материала основных воздуховодов.

    Кроме того, присутствуют прокладки из специальной резины, устойчивой к пересыханию или растрескиванию. Их может быть несколько, для лучшего уплотнения или герметизации соединения.

    Монтаж

    Монтаж ниппельных соединений требует использования дополнительных герметизирующих материалов. Это особенно актуально при использовании недорогих ниппелей, не оборудованных уплотнительными элементами.

    Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

    Мнение эксперта

    Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ

    Федоров Максим Олегович

    Для соединения надо вставить ниппель в трубу и вращательным движением ввести его до упора в зиг. Затем берется отрезок воздуховода и одевается на ниппель подобным образом. Нередко приходится на края или в нескольких местах наносить слой герметика, чтобы уплотнить соединение и добавить ему прочности.

    пластиковые короба

    Установка муфты производится подобным образом, с поправкой на тип конструкции — сначала ее одевают на трубопровод до упора в канавку, затем вставляют в противоположный торец вторую трубу. Процесс несложен и не требует много времени, за что высоко ценится монтажниками, прокладывающими вентиляционные системы.

    Типовые размеры

    Все соединительные элементы должны точно соответствовать основным параметрам воздуховодов, иначе их нельзя применять на практике. Для ниппелей это наиболее актуально, поскольку любое отклонение от стандарта создаст либо полную невозможность использования, либо сделает монтаж непрочным и неплотным. Все типоразмеры ниппелей и муфт привязаны к стандартным параметрам воздуховодов с положенными допусками.

    Диаметр ниппелей находится в диапазоне 100-1250 мм. Всего имеется 19 вариантов размера. Длина элементов составляет:

    • для диаметров 100-500 мм длина ниппеля — 140 мм

    • для 560-900 мм — 200 мм

    • для 1000-1250 мм — 250 мм

    Предлагаем ознакомиться  Калькулятор вентиляционных воздуховодов стыки. Расчет системы вентиляции и ее отдельных элементов: площади, диаметров труб, параметров нагревателей и диффузоров

    Соответствующим образом изменяется вес и площадь сечения. Этот момент важен

    , поскольку даже небольшое уменьшение пропускной способности во множественном числе значительно изменяет режим воздухообмена.

    Необходимость герметичности соединений воздуховодов имеется практически всегда. Если не принципиальна опасность попадания внутрь канала наружного воздуха или утечки из него перемещаемой газовоздушной среды, возможно падение давления и нарушение режима вентиляции. Это особенно важно для линий большой протяженности или с большим количеством ответвлений, где малейший сбой дает серьезные отклонения от расчетных параметров.

    Уплотнение ниппельных соединений с момента их появления производилось с помощью резиновых манжет. Может присутствовать одна или две таких манжеты, дающих хорошее качество уплотнения. Проблема в долговечности этих элементов, так как резина склонна к пересыханию или самовулканизации, постепенно изменяющей размеры и общее состояние материала.

    Соединение оцинкованных воздуховодов между собой

    Мнение эксперта

    Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ

    Федоров Максим Олегович

    Учитывая это, многие изготовители отказались от использования резиновых элементов и выпускают ниппельные соединения без прокладок. Вместо этого используют алюминиевый или полимерный скотч, который работает значительно надежнее резиновых манжет и имеет срок службы, сопоставимый с длительностью эксплуатации системы, особенно при эксплуатации внутри отапливаемых и сухих помещений. При наружном использовании скотч приходится менять по истечении определенных промежутков времени, определяемых условиями работы.

    Кроме того, нередко используют различные герметики, которые наносят на поверхность ниппеля во время монтажа. Этот способ дает хорошую герметичность и плотность, повышает прочность соединения, но, при необходимости демонтажа системы, заметно осложняет процесс.

    Достоинствами ниппельного соединения считаются:

    • простота и высокая скорость монтажных работ

    • отсутствие лишних технологических операций при изготовлении элементов системы

    • высокая ремонтопригодность, возможность повторного использования

    • наличие всех типоразмеров, позволяющее соединять любые воздуховоды

    • экономичность, высокая производительность изготовления

    • низкая цена, доступность элементов

    Существуют и недостатки:

    • демонтаж ниппельных соединений, особенно старых или установленных на герметик, достаточно сложен

    • ремонт трубопровода с ниппелем затруднен из-за сложности разъединения участков. Приходится вытаскивать элементы в осевом направлении, что возможно только в редких случаях

    Несмотря на некоторые недостатки, ниппельные соединения высоко ценятся монтажниками и работниками, обслуживающими

    • асбестовый шнур термостоек и устойчив к вибрации, применяется для дымоудаляющих воздуховодов;
    • хризолитовая прядь – выдерживает рабочую температуру свыше 70 °С;
    • полимерный мастичный жгут диаметром 8-10 мм ПМЖ-1 и плоская лента 20х2 мм ПМЖ-2 отличаются высокой эластичностью и плотно прилегают к зеркалу фальца;
    • термоуплотнительная лента из графита отличается огнестойкостью, при пожаре вспучивается и не позволяет дыму просачиваться, выдерживает до 4 часов;
    • полимерная лента ПРК из-за высокой жесткости менее популярна, чем ПМЖ.

    Листовые материалы для изготовления прокладок:

    • пористая резина из твердых каучуков (существуют кислотостойкие, термостойкие и морозостойкие разновидности);
    • асбестовый картон, обладает теми же преимуществами, что и асбестовый шнур;
    • прокладочный пластикат на основе ПВХ выдерживает температуру до 70 °С.
    • ленты из бутилкаучука для герметизации фланцевых и бесфланцевых соединений (в основном используется лента с дублирующим нетканым слоем);
    • межфланцевая уплотнительная лента на основе вспененного полиэтилена с клеевым слоем для фланцевых соединений воздуховодов квадратного сечения;
    • термостойкая безасбестовая пенолента из стекловолокна с контактным клеем на основе акриловой дисперсии;
    • самоклеющаяся пенолента – уплотнитель шинорейки (еврофланца);
    • алюминиевый скотч, в том числе армированный и высокотемпературный. Изготавливается из алюминиевой фольги и акрилового, полиакрилового клея. Применяется для дополнительной или вторичной герметизации стыков воздуховодов поверх шва.

    Для обеспечения воздухонепроницаемости системы вентиляции, кондиционирования, дымоотведения необходимо использовать качественные соединительные элементы и герметизирующие материалы. Не менее важно правильно выполнять работы – соединение воздуховодов, установку уплотнителей, подготовку поверхности под нанесение мастики, герметика или намотку самоклеющейся ленты.

    Герметичность воздуховода измеряется с помощью коэффициента утечки, который отражает относительные потери воздушного потока в вентиляционной системе. Нормативы утечки закрепляются как российскими, так и европейскими стандартами. Российские СНиП определяют два класса утечки воздуховодов: нормальный (с коэффициентом 1,61 л/сек/м.

    при 400 Па) и плотный (с коэффициентом 0,53 л/сек/м. при 400 Па). Европейский стандарт Eurovent 2.2 выделяет три класса герметичности: A, B и C. Самый высокий класс С характеризует воздуховоды с самым низким коэффициентом утечки (0,15 л/сек/м. при 400 Па), воздухонепроницаемость оборудования класса В в три раза ниже, а класса А – в девять.

    Таким образом, российский класс П (плотный) располагается между средним и самым низким европейскими классами, а показали утечки нормального класса хуже, чем у европейского класса А. На сегодняшний день многие российские производители также переходят на выпуск оборудования, соответствующего европейским стандартам качества, которые являются гарантом его воздухонепроницаемости.

    В целом, вопрос герметичности воздуховодов должен быть решен еще на стадии установки оборудования. Высокая воздухонепроницаемость достигается за счет качественного монтажа и правильного выбора воздуховода. Еще в советские времена была разработана Инструкция по герметизации вентиляционных и санитарно-технических систем ВСН 279-85, которая детально описывает требования, предъявляемые к производству различных работ по герметизации воздуховодов.

    • контроль качества изготовления соединительных частей (фланцев, бандажей, реек и т.п.)
    • соблюдение соосности и параллельности торцов соединяемых частей
    • правильность укладки уплотнительных материалов
    • равномерность затяжки болтов
    • качество очистки поверхности воздуховода перед герметизацией
    • качество герметизирующего состава и его нанесение на поверхность
    • плотность прилегания герметизирующих составов к поверхности воздуховода.

    Специалисты отмечают, что на стадии проектирования и монтажа вентиляционной системы для обеспечения герметичности воздуховодов необходимо сделать проектные запасы, которые должны быть заложены в сечение начальных и длинных участков воздуховодной сети. Что касается выбора оборудования, то здесь обычно отмечается, что целесообразно использовать воздуховоды круглого сечения, так как их воздунепроницаемость выше, чем у оборудования с прямоугольным сечением.

    Это объясняется тем, что соединение двух воздуховодов круглого сечения проще и требует использования только одного фитинга. Также их монтаж экономичнее по сравнению с установкой воздуховодов с прямоугольным сечением, так как подлежащий уплотнению в целях герметизации периметр оказывается меньше у круглых воздуховодов.

    Для соединения воздуховодов рекомендуется использовать фитигни с резиновым уплотнением, специально спроектированные и изготовленные из прочного и износоустойчивого каучука, которые позволяют обойтись при монтаже без обработки швов герметиками, имеющими свойство терять со временем сои эксплуатационные характеристики.

    Расчёт оптимального сечения пластикового воздуховода

    габариты пластиковых прямоугольных труб для вентиляции

    Прежде, чем приступить к монтажу вентсистемы, следует произвести тщательный расчёт её производительности, необходимой для эффективного воздухообмена. Этот расчет производится еще на этапе проектирования, и опирается на ряд факторов – объем внутреннего пространства здания, количество находящихся в нём людей и т.д.

    Объемы воздухообмена для каждого типа помещений регламентированы положениями СНиП №41.01 от 2003г., а также МГСН №3.01.01. Согласно этим регламентам, средний показатель воздухообмена для жилых квартир и домов составляет 50-60 кубометров в час на одного жильца, а минимальный показатель – не менее 30 м3 на человека в час.

    Также имеется несколько формул для расчета необходимой производительности вентсистем:

    • По количеству жильцов: Мв = Кл х Р.норм., где Мв – мощность вентиляционной системы, Кл – количество людей, постоянно находящихся в квартире, Р. Норм. – норматив расхода воздуха на 1 человека в час (от 30 до 60 кубометров/час).
    • По кратности воздухообмена: Мв = Кр. х S х Н, где Мв – мощность вентсистемы, Кр. – кратность обмена воздуха, S – общая площадь вентилируемых помещений, Н- высота потолков. Кратность является постоянной расчетной величиной, составляющей для жилых комнат 1-2, а для офисов и прочих общественных зданий – 2-3. Итоговое значение вычислений, необходимая мощность вентсистемы выражается в м3/час.

    Sc. = L х const. / V

    Sc. – искомая площадь сечения, L – расход воздуха в помещениях (м3 в час); const. – постоянное значение, равное 2,77; V – скорость течения воздуха внутри воздухопровода.

    Для расчета сечения воздуховодов специалисты предварительно составляют общую схему воздухопроводной сети и вычисляют необходимый объем воздухообмена (м3/ч).

    S = L / 3600 V

    где S – площадь сечения воздуховода (круглого либо прямоугольного), м2

    L – необходимый объем воздухообмена, м3/ч

    короба из пластика

    V – скорость воздуха в канале, м/с

    3600 – коэффициент для согласования единиц (часы и секунды)

    S = A x B

    где А и В – это ширина стен воздуховода, м

    Среди имеющихся в ассортименте труб и коробов необходимо выбрать те каналы, которые соответствуют либо незначительно превышают расчетное значение.

    В жилых и офисных помещениях скорость воздуха в каналах ограничивают на уровне 3 – 4 м/с, поскольку при более высокой скорости шум от вентиляции будет весьма ощутимым. В магистральных каналах, к которым подсоединяется вентустановка, скорость потока может достигать 6 – 8 м/с, так как сечение присоединительного фланца ограничено размерами вентиляционного оборудования.

    В таблице ниже приведены данные по расходу воздуха в круглых и прямоугольных воздуховодах при разных скоростях движения воздуха.

    Чтобы максимально снизить уровень шума от системы вентиляции, можно использовать низкоскоростные воздуховоды с сечением больше, чем необходимо из расчетов. Однако такие каналы занимают слишком много пространства и экономически нецелесообразны.

    Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

    Выбор воздуховода

    Выбор воздуховода стоит доверить специалистам, которые проектируют вашу систему вентиляции и кондиционирования. Инженеры учтут все факторы (аэродинамика каналов, мощность оборудования, объем выводимого либо замещаемого воздуха и т.п.) и найдут оптимальное решение, в частности – определят необходимое сечение и материал воздуховода.

    Жесткость каналов.

    В квартире или частном доме обычно бывает достаточно гибкого рукава – благодаря низкому уровню шума вентиляция не доставит владельцу хлопот. Однако гибкие и полугибкие воздуховоды занимают много места, поэтому в качестве основных магистралей чаще используются прямоугольные короба, а гибкие рукава подводятся непосредственно к вентиляционным решеткам.

    При реализации более масштабной – общедомовой либо производственной системы вентиляции используются преимущественно жесткие воздуховоды согласно:

    • ВСН 353-86 «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей»;
    • ТУ-«Воздуховоды металлические»;

    Материал воздуховода.

    Для перемещения воздушных масс температурой до 80 °С и относительной влажностью до 60 % используются воздуховоды:

    • Из тонколистовой холоднокатаной оцинкованной стали толщиной 0,5–1,0 мм
    • Из тонколистовой горячекатаной стали толщиной 0,5–1,0 мм

    Если температурные показатели либо влажность в помещении превышает указанные параметры, используются воздуховоды из нержавеющей стали или из углеродистой стали толщиной 1,5 – 2,0 мм.

    При наличии в воздушной смеси химически активных газов, паров, пыли воздуховоды изготавливают из металлопласта, алюминия и его сплавов, углеродистой стали толщиной 1,5–2,0 мм с соответствующим защитным покрытием. Герметичность воздуховодов обеспечивается по классу «Н» ТУ и «В» по EVROVENT 2/2 с пределом давления и разряжения 750 Па.

    Изоляция воздуховода.

    Теплоизоляционная обмотка защищает воздуховод от образования конденсата, что продлевает срок службы системы. Однако в квартирных или офисных вентиляционных каналах теплоизоляцией можно пренебречь – она требуется преимущественно для магистралей, расположенных на улице либо в неотапливаемых помещениях.

    Звукоизоляция воздуховодов требуется преимущественно в жилых помещениях – спальнях, детских комнатах. Однако проблему шума можно решить конструктивным путем – с помощью труб большого сечения с толстыми стенками или путем установки виброизоляции.

    Виды герметиков

    Асбестовый шнур

    Зачастую герметик используют для уплотнения соединений дымоудаляющих воздуховодов. Его применяют для герметизации, если температура плоскостей до 400 °С. Используют шнуры толщиной от 0,7 мм до 32 мм. Для уплотнения отрезают кусочек шнура и укладывают его на фланец. Затем через уплотнитель пропускают болты так, что их с двух сторон огибают нити.

    Пористая резина

    Этот герметик применяется для воздуховодов, внутри которых перемещается пыль и отходы при температуре 42-70° С. Изготовленная из твердых каучуков, она владеет высокими амортизационными и герметизирующими свойствами. Прокладку из пористой резины делают на месте монтажа. Из нее вырезается кольцо или рамка необходимого размера.

    После чего в ней пробивают отверстия для болтов и укладывают между фланцами. При этом плоскость фланца должна быть очищена от ржавчины. В вентиляционных работах используется кислотостойкая, морозостойкая и теплостойкая резины. Кислотостойкая резина отлично противостоит влиянию кислот и щелочей. Теплостойкая резина, в ее состав входит асбест, сберегает свои свойства в воздушной среде при температуре до 90°С.

    Изготавливается из полиизобутилена, битума нефтяного, парафина, асбеста и нейтрального масла; диаметром от 8 до 10 мм. Этот уплотнитель очень эластичный, что позволяет ему очень плотно прилегать к зеркалу фланца. Хранится намотанным в катушки и пересыпан тальком.ПМЖ-2 применяют чаще нежели ПМЖ-1. Имеет вид плоской ленты 20мм в ширину и толщиной 2 мм. Лента создает очень надежное герметическое соединение.

    Относится к огнестойким герметикам. Применяется для уплотнения фланцевых соединений воздуховодов и является одним из лучших уплотнителей. Лента сделана из графита. При возникновении пожара, уплотнитель вспучивается, тем самым проявляя свои огнестойкие качества. Она не дает попасть дыму в смежные комнаты в течении 4 часов. Это очень хороший показатель.

    ПКР — Материал полимерного типа выпускается в виде ленты, толщиной до 6 мм и шириной до 50 мм. Ленту размещают на зеркале фланца, пронзают отверстия под соединительные болты и затягивают. Недостатком данного герметика является большая жесткость, из-за чего отверстия под болты приходится прокалывать с помощью бородка.

    Термоусаживающиеся манжеты. Изготовляются из полимеров. Производятся изделия диаметром 130-355 мм. Применяются в температурном диапазоне – 40°С – 60°С.

    Невысыхающий состав, используемый при соединениях бандажного типа в круглых воздуховодах, по которым проходит воздушный поток, прогретый до 70°С. Чтоб обеспечить герметичность бандажного соединения, с внутренней стороны бандаж заполняют герметизирующей мастикой«Бутэпрол». Этот герметик являет собой однородную массу из бутилкаучука, этиленового каучука, наполнителей и пластификаторов. При нанесении герметика его необходимо разогреть. Мастика сохраняет свои свойства при температуре от -50 до 70°С.

    Виды воздухоотводов

    Нетвердеющая плоская лента. Производится из материала нетканого типа. Герметик применяется при фланцевом соединении при температуре не выше 40°С. Выпускается в виде ленты длиной 12 м при ширине 80-200 мм.

    Говоря о лентах типа «Герлен» нельзя не добавить, что частому использованию для монтажа уплотнителей или в качестве уплотнителя непосредственно часто используют алюминиевый монтажный скотч.

    Синтетическая мастика, которая не высыхает и не твердеет. Хорошо подходит для герметизации оборудования вентиляционных систем.

    Прокладочный пластикат изготовляют из поливинилхлорида и применяют как герметизирующий материал. Пластикат выдерживает температуру от —30 до 70° С.

    Асбестовый картон

    Асбестовый картон выпускается в виде листов размерами от 900 X 900 до 1000 X 1000 мм, толщиной от 2 до б мм. Листы картона должны быть ровными, не иметь трещин, вдавленных мест и посторонних механических включений. Прокладки из этого герметика для фланцевых соединений изготовляют аналогично изготовлению прокладок из листа резины.

    , , , ,
    Поделиться
    Похожие записи
    Комментарии:
    Комментариев еще нет. Будь первым!
    Имя
    Укажите своё имя и фамилию
    E-mail
    Без СПАМа, обещаем
    Текст сообщения
    Adblock detector